17.05.2024

Поселок Красный Яг

Долгожданное и очень короткое северное лето. Время отдыха на курортах и в пионерских лагерях, время интересных путешествий и новых, ярких впечатлений, которых должно хватить на весь предстоящий год. По-моему, в деревне свое, особенное лето – хлопотное и полное ежедневного рутинного труда… Наши корреспонденты побывали в поселках и сельских поселениях Левобережья и посмотрели, чем живет летом деревня.

Совсем небольшой поселок, он как бы спрятался в тихом таежном уголке. На высоком берегу реки Печоры с трех сторон окруженный лесным массивом, он живет своей размеренной жизнью. Некогда здесь был большой лесозавод, с лесопильным и столярным цехом, совхоз со вспаханными и засеянными полями, с фермами и стадами крупного рогатого скота. От былой трудовой славы и величия остались лишь воспоминания. А еще в поселке остались люди. Потому что, по большому счету, никакого производства, даже сельскохозяйственного, в Красном Яге уже нет. Если раньше в округе паслись целые стада дойных коров из хозяйских подворий, то сегодня коров в поселке можно пересчитать на пальцах одной руки.

Сельские жители – это некое сообщество проживающих на территории населенного пункта граждан, которые настолько привыкли к сельскому укладу, что в город их, как говорится, и калачом не заманишь. Эти люди, труженики от природы, впитавшие с молоком матери любовь к земле, ни за какие деньги не променяют возможность ходить босиком по росе, дышать чистым воздухом, рыбачить на своих прикормленных местах, копошиться в огородах и благоустраивать свои придомовые территории, превращая клумбы под своими окнами в райские уголки, на суету городского бытия.

В деревне обязательно кто-то кому-то что-нибудь дает: хозяйки делятся саженцами, рассадой, клубнями цветов и секретами ухода за грядками, клумбами, парниками и теплицами. Здесь есть и любители-селекционеры, которые покупают семенной сортовой картофель, сажают его на отдельных грядках, ухаживают, выращивают, а потом, по осени, обязательно дадут несколько клубней соседям, пусть и у тех будет хороший урожай. Поэтому в деревне всегда есть тема для разговоров, не пустых, чтобы посудачить или посплетничать, а на тему огорода «А у тебя что на той грядке-то растет?» Работа в огороде – это для тех, кто землю любит, и умеет ухаживать за ней.

Земля-матушка, она только для тех щедрая и урожайная, кто любит работать на ней, кто низко кланяется каждому посаженному растению, любит его и лелеет. А если кое-как вскопать, как-нибудь посадить, как попало прополоть и окучить, то и вырастет непонятно что. Потом нерадивые огородники сетуют на короткое холодное лето и на то, что, дескать, Печорский район – край рискованного земледелия, забывая при этом пословицу «Не потопаешь – не полопаешь».

Подсобное хозяйство для сельчан, наряду с приусадебными участками, еще одна статья пополнения семейного бюджета. Держать в хозяйстве домашних животных – дело хлопотное, но приносящее пользу и подспорье в плане обеспечения семьи натуральными продуктами. Птицу держать всегда выгодно. Куры, если их на птичьем дворе больше 10 голов, оправдывают себя полностью. Домашнее яйцо всегда пользуется спросом, а на вырученные деньги можно покупать корм для своих несушек.

Утки при правильном уходе и достатке в кормах вырастают за четыре месяца – как раз хватает времени от весны до осени, чтобы из маленьких утят они превратились в упитанных уток и заняли место в морозильной камере – на всю зиму хватит. Самыми крупными вырастают индюки – до 18 килограммов мяса. Кстати, эти птицы тоже есть в подсобных хозяйствах красноягцев.

Да, хлопотно, но это только на первоначальном этапе, когда начинаешь с нуля и нужно все построить и обустроить. Но затраты себя оправдывают, потому что через год-два, когда вольеры и загоны уже будут построены и обжиты, останется только кормить птиц и ухаживать за ними. Работа, правда, ежедневная, без выходных и праздничных дней, без отпусков и с ненормированным рабочим днем. А летом, пока стоят погожие дни, циркулярная пила работает почти что каждый день: надо успеть построить загоны и вольеры для летнего содержания птиц, утеплить хлевы и клетки, чтобы птицы могли в них зимовать. Самое спокойное и безголосое хозяйство – кролики. Их не слышно и не видно в клетках. Главное, не забывать их кормить. Как говорили великие юмористы Данилец и Моисеенко, что «кролики – это не только ценный мех, но два-три килограмма диетического мяса».

Интересно наблюдать за домашними животными. Когда я подошла к клетке с курицами, они сбились в дальний уголок – понимают, что пришел чужой человек. Но стоило подойти к клетке хозяину и открыть калитку, они тут же без опаски прибежали к нему. Казалось бы, что такое курица, но и она своими куриными мозгами различает, где свои, а где пришлые.

Заготовка дров в деревне – это еще один объем летних работ. Каждый хозяин знает, сколько метров дров нужно заготовить на зиму в зависимости от количества печек в доме. Почти возле каждого сарая и дровяника в поленницы аккуратно уложены свежерасколотые дрова. Вроде бы в городе дров колоть не надо, и печку топить не надо – езжай да живи. Но в Красном Яге живут сельские жители, а это, как я уже сказала, особые жители, со своими привычками и ценностями, немного отличающимися от городского уклада. Не знаю, кто и как, а я могу часами смотреть на то, как горят в печке дрова. То тепло, которое исходит от натопленной печки, – оно особенное, как говорила моя бабушка «блаженное тепло». Да и обед, приготовленный на печке, намного вкусней пиши, сваренной на электрической или газовой плите.

Мастерски сложить в поленницу дрова может даже 85-летняя бабулечка… А потом посидеть на поленнице, как на скамейке, пока сын мотоцикл ремонтирует. Сегодня такие мотоциклы, как ИЖ «Планета-3», пожалуй, только в деревнях остались, летом они заменяют автобус, на котором можно доехать до соседнего села, или телегу, используемую для перевозки всех хозяйственных грузов. А еще на мотоцикле удобно ездить на рыбалку, на охоту или в лес за грибами и ягодами – одним словом, старый и жизнью поверенный трехколесный друг.

А баня? Здесь, в Красном Яге, почти у каждого хозяина есть своя баня. Вы, наверное, мылись в натопленной русской баньке? Не в городской, многолюдной и общественной, а в своей, деревенской, чистенькой, маленькой и аккуратной, с парилкой, предбанником и обязательным столиком, с кружками под морс или квас. Баня в деревне – это не только попариться и помыться, это особый субботний ритуал, который начинается с самого утра и заканчивается порой ближе к полуночи. Кстати, заготовка веников для парилки – это еще одно дело, которому в суете июльских хлопот обязательно найдется время. Заготовка веников для бани – это особое искусство, здесь нужен и опыт, и определенный навык. Для меня, человека, не болеющего баней, достоверно известно только одно то, что веники для бани нужно сушить в сарае, а не на солнце. Да и связать такой красивый веник, какие вяжут в Красном Яге, я вряд ли сумею…

Здесь, в Красном Яге, на сегодняшний день в одном из зданий работает почта, фельдшерско-акушерский пункт, магазин, секретарь поселкового Совета. В прошлом году был закрыт детский сад, а в освободившееся помещение переехали Дом культуры и библиотека. На когда-то игровой детской площадке уже закрытого дошкольного учреждения сиротливо стоят качельки, песочница, автопоезд. Раньше на нем ребятишки отправлялись в фантастические путешествия по станциям в удивительную страну Детства… Недалеко от этого здания установлена памятная доска с именами тех жителей Красного Яга, кто сражался на фронтах Великой Отечественной войны.

Есть в поселке колодец с кристально чистой водой. К нему с бутылями, флягами и канистрами за ключевой водой приезжают даже из соседних поселков. В 2013 году благочинным Печорского церковного округа иеромонахом отцом Климентом (Ляминым) был совершен чин освящения воды этого колодца в честь Георгия Победоносца. В те же годы был установлен и Поклонный Крест на месте захоронения детей, умерших в лагерных застенках в 40-50-х годах XX века. Это одна из печальных страниц нашей истории, о которой мы должны знать и помнить. Помнить ради того, чтобы события тех лет никогда не повторились.

Напротив магазина обустроена игровая детская площадка. Здесь же, на пустыре, оборудовано волейбольное и футбольное поле. Есть в этом маленьком поселке и то, чего нет во всей Печоре. Да простит меня читатель, но в Красном Яге в разных местах поселка есть три общественных туалета.

Мне, праздно шатающейся в рабочий день по поселку, с одной стороны, было немного неловко перед сельчанами – каждый из них занимался своим делом, а я отвлекала их своим расспросами. А, с другой стороны, я поняла, что в летнюю пору нет в селе каких-то мелких и неважных дел, потому что «хочешь есть зимой калачи – летом не сиди на печи». А еще я осознала, что люди, которые здесь живут, не просто живут в поселке, а живут на своей земле. Эта земля досталась им от дедов-прадедов, и они хотят передать ее своим внукам и правнукам.

А чтобы не стыдно было передавать, сельчане своим каждодневным трудом стараются благоустроить свои дома и огороженные участки. Возле одного из домов молодой человек возил тачкой землю, чтобы отсыпать участок усадьбы, который при весеннем паводке подтапливает водой. В планах он хочет построить летнюю кухню и отремонтировать родительский дом, который достался им от бабушки. Зимой в этом доме никто не живет, но летом чище и уютней уголка, чем этот, для молодого человека нет на всем белом свете. Кстати, в поселке дома усадебного типа, с огородами, клумбами, банями, дворовыми и хозяйственными постройками, далеко не редкость.

Пусть кто угодно говорит, что это далеко от цивилизации, но цивилизация-то вот она, совсем рядом: в Красном Яге установлена ретрансляционная вышка, и в поселке есть и сотовая связь, и интернет. А что касается благоустройства, то оно в каждом доме и почти в каждой квартире свое, автономное. Жители сами копают скважины и проводят водопроводы прямо в дома, выводят канализационные стоки на своих участках в отведенные места. Коммунальные платежи включают только электроэнергию и вывоз ТБО, потому что от негниющего и несгораемого мусора избавиться не удается. Пластик, стекло, пивные банки, упаковочные материалы собираются в мусорные контейнера и периодически управляющей компанией все это вывозится на полигон. В поселке реально чисто. По улицам не валяются гонимые ветром полиэтиленовые пакеты, пустые сигаретные пачки, разовые стаканчики, пивные банки, пластмассовые бутылки.

Даже собака, встретившаяся мне, приветливо махала хвостом, не высказывая ни малейшей агрессии, и позволила погладить себя. Буквально все сельчане, кого я встретила в этот день, гостеприимно приглашали зайти в дом и предлагали напоить чаем. Это «не ради приличия», это еще одна отличительная черта сельского бытия.
Таким, на первый взгляд, показался мне Красный Яг, с его более чем трехсотлетней историей, с его удивительными и трудолюбивыми людьми, с его гостеприимством, самобытностью и неповторимостью.

Виктория Мартова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *