17.05.2024

Геологоразведчик с юных лет

Василий Николаевич Садырин родился 90 лет тому назад, 10 февраля 1932 года, в деревне Новая, Шабалинского района, Кировской области. В 1935 году отец перевез семью с Вятской земли в Сибирь, в деревню Ивановку, Красноярского края.

Когда началась война, Васе было 9 лет. Его отец ушел воевать и погиб на фронте в том же 1941-м. Мама осталась вдовой, а ребятишек в семье, как пальцев на руке, было пятеро.
«Один ребенок умер при родах, а так было бы шестеро, – вспоминает Василий Николаевич. – Плохо было, голодно. Нечего было кушать, в основном ели одну картошку. Мама работала в колхозе, а дома был большой огород – 50 соток земли. Еще держали подсобное хозяйство. Корова у нас была, телка, три овечки. Мама сама пряла пряжу и вязала нам носки и варежки. Тяжело было маме. С нами еще жила бабушка, она во всем помогала».

Ребята, хоть и были маленькие, но по дому все хлопотали. С ранних лет ходили на работу в колхоз, подростки трудились наравне со взрослыми. В основном в поле: сажали, пололи, окучивали картошку, убирали урожай. Василий Николаевич рассказывает не спеша, взвешивает каждое слово, как будто заново переживает свое военное сиротское детство. И я понимаю, что мое общение с этим убеленным сединой статным мужчиной будет построено в формате интервью: «вопрос – очень короткий ответ». Просто есть такие люди, они немногословны, но всегда готовы прийти на помощь. Им легче что-нибудь сделать, чем вести беседу.
Наш разговор поддерживает дочь Наталья Васильевна: «Вы спрашивайте, он многое помнит, просто корреспонденты в наш дом приходят нечасто». Спрашиваю о заработной плате. Василий Николаевич посмотрел на меня и разъяснил: «Денег не платили. Мы же в колхозе работали, а там трудодни, на них давали хлеб. А деньги раз в год мама получала, за нас и за себя. Вдобавок держали кур и свиноматку, яйца и маленьких поросят продавали». Спрашиваю про деревню, Василий Николаевич отвечает, что деревня была большая, со школой, с клубом. «Стояла в деревне и церковь, но сгорела. Тогда она не работала, в ней трепали лен. А чтобы было тепло, топили печку. Льняная пыль садилась на печку, и загорелось здание церкви».

Во время войны Василий Николаевич окончил 4 класса. О том, что враг разбит, в селе узнали из сообщения по радио. Василию Садырину тогда было 13 лет. По тем, послевоенным меркам подростки в колхозах были основными тружениками и кормильцами своих осиротевших семей. Половина деревенских домов осталась без мужских хозяйских рук.
После войны Василий работал в колхозе. Когда ему исполнилось 18 лет, военкомат прислал повестку, и он ушел служить в армию, вернее, ушли они вдвоем, вместе с Григорием, братом-близнецом. Первый год служили на финской границе. Там и случилась трагедия: Григорий погиб. После года службы, где он прошел курс молодого бойца, Василия перебросили в Печору, и дальше до места дислокации воинской части, в Ираель. Там Василий Садырин служил еще три года.
После демобилизации вернулся домой, отдохнул положенные 15 дней и поехал в Печору: «Мама получила деньги, дала мне на билет, и я отправился в Коми». Уж не знаю, рассказал ли он маме перед отъездом о том, что в далеком таежном крае осталась Людмила. С ней он познакомился, когда служил в армии. Довольно прозаично: их, солдат срочной службы, отпускали в увольнение. В небольшом поселке был клуб, куда в военной форме, строгие и подтянутые, приходили солдаты. Многие знакомились с местными девчатами, встречались, дружили, влюблялись и создавали свои семьи. Там и он познакомился с Людой. Она работала на железной дороге, жила в общежитии и вечерами вместе с подругами приходила в клуб на танцы.
С годами чувства крепли, и когда в 1957 году Василий и Людмила поженились, то они переросли в самую настоящую любовь, которой им хватило на долгие-долгие годы.

То были годы начала освоения недр Республики Коми: «Здесь только начинали бурить. Я работал на буровых в Ухтинском районе. Отучился, получил корочки помощника бурильщика, так и проработал много лет. Работал в Ираели, контора наша была в Лемью, а буровая стояла в 10 километрах от конторы, и жили мы на буровой. Когда с Людмилой расписались, она переехала ко мне на буровую. Сначала жили в вагончиках, потом рядом строили бараки, и мы получали временное жилье. Если буровая переезжала на другой участок, мы переезжали следом за буровой. Вот так и кочевали по тайге 20 лет».
В 1964 году в семье Садыриных родилась дочь Наталья, она и стала его единственной опорой и поддержкой в столь почтенном возрасте. Понимая, что отец что-то уже забыл, рассказывает сама: «Мама меня родила, и нам дали жилье в бараке в Путейце. Хотя в моем свидетельстве о рождении записано, что я родилась в Лемью, значит, в Путеец мы переехали, когда я была очень маленькая, и Лемью я не помню. Такое барачное жилье в те годы было у всех, кто работал на буровых. Но жили мы дружно, мужчины работали вахтами, а женщины воспитывали ребятишек. Очень хорошо помню, что весной Путеец топило. Уровень воды поднимался настолько высоко, что дома оказывались глубоко в воде. Люди сидели на крышах, между затопленными домами ездили лодки, и спасатели вывозили их из зоны подтопления».
Потом семья переехала в Печору, в новую благоустроенную квартиру: «Квартиру нам давали в Ухте, но я отказался ехать, – вспоминает Василий Николаевич. – Семья жила в Путейце, я работал на буровой в Печорском районе. И в 1969 году нам дали квартиру здесь». В этой уютной двухкомнатной квартире они с дочерью живут и сегодня.

Наталья Васильевна вспоминает, что в 1995 году, когда не стало мамы, Наташа жила в Сыктывкаре: «Мама умерла, когда ей был 61 год. И я приняла решение: у родителей я – единственный ребенок, и просто обязана заботиться об отце. Собрала вещи и переехала в Печору. Работала воспитателем в дошкольном учреждении, теперь на заслуженном отдыхе. Могла бы еще поработать, но у папы такой возраст, что ему нужен постоянный уход».
Кроме того, Наталья Васильевна не только заботливая дочь, она очень хорошая мама, вырастила и воспитала двоих детей, она уже и бабушка. В чистой ухоженной квартире даже невооруженным глазом видна заботливая женская рука, на кухне пахнет вкусным обедом. И сама она очень домашняя. К папиному немногословию привыкла, тем более что понимает она его с полуслова.

Наталья Васильевна приносит трудовую книжку. То, о чем уже не помнит Василий Николаевич, записано в этом документе, который начинает исчисление его трудового стажа с 21 ноября 1955 года, когда он устроился на работу в Печорскую контору разведочного бурения и геологопоисковых работ Ухткомбината МНП СССР. В то время один год работы в суровых полевых условиях Севера засчитывался за два года трудового стажа (следующая запись в трудовой книжке). С годами менялись названия организации, контора переезжала с одного места на другое, а он добросовестно выполнял свою работу. Помощник бурильщика, бурильщик, слесарь по ремонту турбобуров – повышались только разряды, вписывались благодарности, почетные грамоты и премии, присваивались почетные звания «Ударник коммунистического труда», а он, вплоть до 9 февраля 1990 года, на протяжении 45 лет, отработал практически на одном предприятии: в Геологоразведке недр Республики Коми.

Елена Васильева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *