20.09.2024

Соколово. Зимние деньки

Соколов, Пастухов, Артеев, Филиппов, Канев

Этот населенный пункт имеет свою историю и ведет свое летоисчисление от 70-х годов XVIII века. По легенде, пересказанной Игорем Любомировичем Жеребцовым в историко-демографическом справочнике «Где ты живешь», «…селение основал писарь Соколов из Усть-Цильмы. По другой версии, в те же годы сюда из Сибири переселились спасавшиеся от преследований Соколов и его дальний родственник Пастухов, первый вскоре умер, а второй остался здесь жить. В материалах ревизий населения второй половины XVIII – первойI половины XIX веков это селение не упоминается».
Путешественник и исследователь Коми края В.Н. Латкин в книге «Дневник путешествия на Печору в 1840 году и 1843 годах» впервые говорит об этом населенном пункте. На карте 1846 года селение указано как «Соколов». В 1859 году деревня называлась Соколовская, в которой было построено 8 дворов. Всего в селе тогда проживали 56 жителей (27 мужчин и 29 женщин). Со временем к первопоселенцам присоединились коми из Щельяюра и Ижмы: Артеевы, Филипповы, Каневы, и в «Списках населенных мест» в 1905 году в селе насчитывался 21 двор, 134 жителя (67 мужчин и столько же женщин). К 1963 году село увеличилось до 63 дворов, в которых проживали 287 жителей.

За помощью – в администрацию

Достоверно неизвестно, как переживало село Первую мировую войну, Великую Октябрьскую социалистическую революцию и гражданскую войну, но в фондах сельского музея хранятся буденовка, флотская бескозырка и солдатская пилотка тех времен. Об уникальном учреждении культуры «Библиотека-музей» газета «Печорское время» рассказывала в 2019 году (№ 31 от 2 ноября). В день моего приезда библиотека была открыта, и ее хозяйка Наталья Николаевна Манзадей с гордостью показывала экспонаты этого самобытного музея, приютившегося в помещении сельской библиотеки, которое, в свою очередь, соседствует с администрацией села.

В отдельном кабинете прием сельчан ведет специалист администрации ГП «Кожва» Ольга Николаевна Пастухова. Так сложилось, что село Соколово, равно как и близлежащие Уляшово, Родионово и Песчанка входят в состав этой администрации. Ольга Николаевна является той связующей ниточкой, которая помогает сельчанам не ездить за каждой справкой в Кожву, а получать ее непосредственно у своего специалиста. Тем более что все данные по каждому хозяйству записаны в дворовых книгах. Заполняет их Ольга Николаевна, поэтому и знает она всех в селе.
Большой объем рутинной работы специалиста связан и с выделением делянок для заготовки дров. В селе в основном частные дома усадебного типа с печным или автономным отоплением твердым топливом. И вообще со всеми вопросами, которые возникают у сельчан, они непременно приходят в администрацию. Пастухова – это ее фамилия после замужества. Наверное, ее муж из рода того Пастухова, который первым осваивал эту таежную землю.
Библиотека-музей. Чего только нет!

Теперь о музее. Меня поразил фонд экспонатов, который собран в этом маленьком, но очень уютном и чистом помещении. Сотни предметов домашней утвари от больших неподъемных самодельных прадедовских сундуков, занявших свое место под стеллажами библиотеки, до веретен, которые помещаются в одной руке, и которыми пряли несколько лет тому назад. В подсобных хозяйствах соколовцев до сих пор держат овец и, естественно, умеют их стричь и прясть нитки.
Мое внимание привлек исторический документ. Это удостоверение, выданное «Епархиальным училищным советом 1907 года, сентября месяца, 2 дня». Привожу часть текста: «Сим удостоверяет, что Семен Федоров Канев сын крестьянина Архангельской губернии Печорскаго уезда, Усть-Кожвинской волости, деревни Соколовская, родившийся 1 сентября 1896 года, обучался в Соколовской школе грамоты и успешно выдержал испытание в знании курса одноклассной церковно-приходской школы».

Наверное, можно найти прапраправнуков этого Семена Федоровича Канева, ведь в Соколове очень мало приезжих людей. В основном сельчане живут здесь от деда-прадеда, перестраивая и благоустраивая свои дома и усадьбы. Правда, о существовании церковно-приходской школы мало кто знает, потому что в Соколове живут в основном староверы, и своей старообрядческой церкви в селе нет. Причем вышеуказанное удостоверение подписано двумя священнослужителями.
Целый стеллаж в библиотеке-музее выделен под туески, с которыми раньше ходили в лес за грибами и ягодами. Наверное, был в Соколове мастер по изготовлению таких туесков. Я присмотрелась: сплетенные из шпона очень аккуратно, прослужили они века и выглядят как новенькие, добротно сделанные.

На другом стеллаже – деревянные ушаты, ведра, маслобойки, бочки, кадушки для воды, молока, сметаны, для соленья капусты, рыбы. В таких же деревянных емкостях заготавливали на зиму и хранили грибы и ягоды. Сразу видно, что в Соколове жил когда-то знатный бондарь.
Целая полка тяжелых чугунных утюгов, которые нагревались насыпанным внутрь жаром. А еще есть прапрапрабабушкин утюг – рубель. Эту технологию я сама не опробовала, но помню, как моя бабушка «гладила» именно рубелем. Наматывала дедушкину рубаху на скалку, а потом заученными движениями катала по столу этот сверток. После чего аккуратно доставала скалку, стряхивала рулон, и ткань рубахи получалась ровной.

Влюбленный в село

Наталья Николаевна говорит, что она теперь просто хранитель этого музея и всех сокровищ, собранных в нем. А собирала все эти экспонаты Татьяна Петровна Канева. Добровольный летописец села, энтузиаст и просто влюбленный до глубины души в свое Соколово человек, сейчас она уже на заслуженном отдыхе, но именно благодаря ее многолетнему поиску и собраны все эти раритетные вещицы. Не буду повторяться, о ней писала наша газета в 2019 году (№ 33 от 16 ноября).
В отдельном уголке собрано рыбацко-охотничье снаряжение, гордостью которого есть охотничьи лыжи. Здесь же чудом сохранившийся бакен, в котором почти век тому назад зажигали бакенщики огоньки, указывая путь рыболовным и торговым судам. В другом, «красном» углу, икона Богородицы в обрамлении вышитого рушника. Я могу ошибиться, но техника вышивки – полтавская гладь. Откуда она здесь, в этом далеком от Украины уголке? Наверное, это с тех советских времен, когда наша страна была большой, а Украинская ССР была частью той страны.
Рядом – стеллаж с более-менее знакомыми экспонатами: гармонь-трехрядка как будто случайно попала сюда из недалекого прошлого века, самовар, старенький патефон, вероятно, есть и виниловые пластинки, керосиновая лампа, фонарь «летучая мышь», зеркало в резной деревянной оправе, такие зеркала висели в светлицах каждого деревенского дома.
Мне показалось, что библиотеку-музей можно разделить на два самостоятельные культурные учреждения. В библиотеке предостаточно стеллажей с книгами, а для музея с лихвой хватит собранных здесь экспонатов.

Говорят на коми

Село Соколово от других более молодых по возрасту населенных пунктов района отличает именно трепетное и бережное отношение к истории своего села. Половина жителей свободно говорят на коми языке – это язык повседневного общения. Кроме того, соколовцы свято чтят память своих предков и хранят народные традиции, фольклор и обряды, которые им передали бабушки и мамы. И очень часто на концертах в местном ДК звучат песни на родном языке, а театральные коллективы выступают перед сельчанами со спектаклями тоже на языке коми народа.
Убеждаться в этом не надо, стоит только заглянуть на огонек в сельский Дом культуры. Здесь в штатном режиме с соблюдением всех санитарных норм работают хореографический коллектив, ансамбль песни и танца, два театральных коллектива (детский и взрослый) и объединение краеведов. Зрительный зал на 80 посадочных мест порой не вмещает всех зрителей, приходится ставить дополнительные стулья. А это говорит о том, что клубная самодеятельность, как вид сценического искусства, в Соколове востребована. О местном ДК тоже был материал в нашей газете за 2019 год (№ 29 от 19 октября).

Школа новая, современная

Есть в селе два магазина, свой фельдшерско-акушерский пункт, детский сад, работает социальный работник по обслуживанию населения. Один раз в неделю приезжает в Соколово почтовая машина. Оставляет корреспонденцию, а почтальон сортирует ее и разносит адресатам. Раз в месяц на почте выплачивается пенсия. И, самое главное, в Соколове есть начальная школа. Я не могла пройти мимо. В день моего приезда уроки английского языка ребятишкам преподавал учитель иностранного языка Кожвинской школы Николай Николаевич Осипов. В Соколово он приезжает по четвергам, а в остальные дни ребятишек учит Вера Федуловна Золотарева. Школа разместилась в новом современном здании, которое построено и сдано в эксплуатацию в 2009 году.
За эти годы школа «обжилась». Шикарная для школы библиотека, на стеллажах аккуратными рядами стоят учебники, художественная и методическая и справочная литература, оформлен уголок краеведения. Выше стеллажей разместились художественные полотна, на которых автор написал всеми узнаваемые места – околицы села. В коридоре и в классах посажены цветы. В учебные дни работает столовая. Здесь все новое: плиты, оборудование, разделочные столы, посуда – и везде сверкающая чистота. Два учебных кабинета, так как ребятишки занимаются в классах-комплектах. Как и в каждой школе, есть учительская. Весь персонал школы – два учителя, подсобный рабочий и три сторожа. Но эта школа, как и все малокомплектные школы, со своим особым домашним укладом, где учитель видит каждого ребенка, знает его способности и характер. В такую маленькую школу ребятишки приходят, чтобы учиться, а преподаватель приходит, чтобы помогать им овладевать знаниями. Вот и получается, что все они, как одна дружная семья, поэтому и школа домашняя. И учиться в такой школе для детей – одно удовольствие. На уроках труда они легко мастерят различные поделки. Корзинки, которые ребята бережно держат в руках, они 28 ноября подарят своим мамам.

Снегоходов – по два, три

Я спросила у Ольги Николаевны: «Есть ли в Соколове предприятия, которые могли бы обеспечивать рабочими местами сельчан?» Увы, к сожалению, транспортных, промышленных и сельскохозяйственных предприятий в селе практически нет. Поэтому сельчане находят себе работу далеко от дома, работают вахтовым методом.
В вышеуказанном справочнике И.Л.Жеребцова есть такая информация: «В 1930 году 7 хозяйств объединились в первый колхоз, вскоре развалившийся. В 1931 году организована новая сельхозартель. В селе проживало 700 человек». Это было крепкое сельскохозяйственное предприятие, которое специализировалось в основном на животноводстве.
Соколовцы всегда держали в своих подсобных хозяйствах крупный рогатый скот. Корова-кормилица была почти в каждом сельском подворье. Пастбища и сенокосные луга вокруг поселка – это достаточная кормовая база для того, чтобы содержать телят, коров, откармливать бычков. Ольга Николаевна назвала фамилии хозяев, в чьих хозяйствах есть коровы. Это Игорь Иванович Филиппов, Николай Владимироч Злокин, Андрей Леонидович Тычина, Татьяна Петровна Канева. Есть в хозяйствах сельчан куры, овцы и у Максима Максимовича Канева осталась одна-единственная лошадка, хотя в былые годы лошадей было много. Сейчас их заменили мотоблоки и снегоходы. Почти у каждого хозяина в гараже есть такая техника. А снегоходов бывает два, а то и три. Потому что зима – сезон заготовки дров, а вывезти их с делянок без снегоходов проблематично. А дров надо много, чтобы и в домах было тепло, и на баньку по субботам хватило.

Дома у сельчан, словно сказочные домики, один краше другого. Но мимо одного из них невозможно пройти, чтобы не улыбнуться. Аккуратная светлая веранда, на окнах резные узорчатые наличники, спутниковая антенна, а сверху закреплена табличка: «Гнездышко Овериных, начало стройки 1.07.69г., новоселье 5.12.72 г.».
На прощание Ольга Николаевна пригласила: «А вы к нам летом приезжайте. Летом у нас знаете, какая красота? Столько цветов в палисадниках, везде уют и порядок». В этом я нисколько не сомневаюсь. Потому что село – это когда в каждом доме живут настоящие хозяева, у которых везде и во всем порядок.

Елена Васильева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *