17.05.2024

Усть-Кожва

Если посмотреть топонимику Республики Коми, то приставка Усть встречается довольно часто: населенных пунктов насчитается больше десятка: Усть-Кулом, Усть-Лыжа, Усть-Уса, Усть-Соплекс, Усть-Цильма… В Прилузском районе – поселок спецпереселенцев и лесозаготовителей Усть-Лопью. На правом берегу реки Вычегды есть поселок Усть-Нем. Но от нас все это или далеко, или очень далеко. Рядом с нами, в том месте, где в реку Печору впадает ее приток Кожва, на высоком правом его берегу стоит деревня Усть-Кожва.

Уходя своими корнями к тому далекому 1795 году, деревня была впервые упомянута в официальных документах Российской переписи населения: «В деревне Усть-Кожве вновь поселившиеся при нынешней переписи Ижемской слободки из разных деревень крестьяне с семействами своими по неимению в оных деревнях пашенных и сенокосных земель, а под промыслы рыбы удобных мест для таковых промыслов, с коих они с семействами своими имеют пропитание и оплачивают все государственные и мирские расходы». «Государственные и мирские расходы», как я понимаю, это налоги и пошлины, и даже 226 лет тому святой обязанностью населения было своевременное пополнение державной казны, проще говоря, уплати налоги, и спи спокойно…

Игорь Любомирович Жеребцов на страницах историко-демографического справочника «Где ты живешь» так описывает первых поселенцев Усть-Кожвы: «Селение основали Петр Степанович Канев и Василий Трофимович Истомин из Мохчи, Леонтий Лаврентьевич Семяшкин из Ижмы и Евстифей Борисович Артеев из Краснобора. Всего в 1795 году в Усть-Кожве жили 30 человек (17 мужчин и 13 женщин)».
С годами население деревни увеличивалось. Подрастали дети, они создавали свои семьи, рожали ребятишек – вот так и улучшалась демографическая ситуация в одном очень маленьком населенном пункте. Кроме того, в деревню, расположенную в удобном для проживания и таежного промысла месте, переезжали на постоянное место жительства выходцы из той же Ижемской слободки. В 1926 году в деревне насчитывался 101 двор с населением 446 жителей (210 мужчин и 236 женщин).

Деревня – это не только жилые дома, а целые огороженные усадьбы со скотными дворами, хозяйственными постройками, сеновалами, огородами и приусадебными участками, банями, дровяниками. Этот 101 двор занимал по своей площади далеко не маленькую территорию, а дом от дома, растянувшись вдоль реки, стоял на приличном расстоянии, так, чтобы ни одна постройка не мешала соседу…

Приехав в Усть-Кожву, я пришла к обелиску, установленному на самом высоком месте деревни. На памятных плитах фамилии и инициалы фронтовиков: «Список призванных на военную службу в Усть-Кожве, погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.» Это те, кто не вернулся в родную деревню победным маем 1945 года, кто навеки остался на поле боя: 20 героев – Артеевы, только инициалы разные, 9 – Каневы, 6 – Семяшкины, 4 – Садейские, 4 – Истомины… Есть там и другие фамилии, всего 55… Это внуки, правнуки и праправнуки первых основателей деревни.

Праправнуки их живут в Усть-Кожве и сегодня. Некоторые дома, построенные их прадедами, стоят до сих пор. Только молодые хозяева отремонтировали их, что-то достроили, что-то перестроили, старые окна поменяли на пластиковые стеклопакеты, обшили снаружи сайдингом или вагонкой, облагородили территорию возле дома. Теперь в деревне от калитки каждого дома и до входной двери вдоль всей тропинки разбиты клумбы и посажены цветы. Именно сейчас, когда все вокруг цветет и благоухает, кажется, что идешь по тропинке райского сада. В каждом поселке красиво, но в Усть-Кожве на фоне вековых строений своя, особенная красота и неповторимость. А старинные коми избы, как декорации к сказочному сюжету. И если их снести, то деревня потеряет свою самобытность.
Некоторые старые дома по улице Речной, которые достались молодым хозяевам по наследству, те снесли и построили новые. Да не дома, а целые усадьбы: сараи, дровяники, птичьи и скотные дворы. Характерной особенностью деревенского бытия остается баня. Баня в Усть-Кожве есть в каждом хозяйском подворье. Ибо это не только помыться и попариться, баня – это целый ритуал. И, поверьте, ни один деревенский житель не поменяет русскую баню с парилкой, пологом и березовым веником на благоустроенную ванную. И не спрашивайте, почему. Потому что баня – это баня!

Что касается подсобных хозяйств, то в деревне по-прежнему сельчане держат много крупного рогатого скота. За селом пасется целое стадо дойных коров. А прямо по улице ходят телята, совсем ручные. Они совершенно не боятся людей, идут прямо к протянутой руке и разрешают себя погладить. Здесь очень выгодное месторасположение деревни: до Усть-Кожвы шесть раз в неделю ходит рейсовый автобус, и хозяйки успевают утром подоить коров, отправить их в поле и увезти свежее молоко, творог и сливки на продажу в близлежащие поселки Набережный и Изъяю.
Корова не только кормилица. Это умнейшее животное. Если понаблюдать за стадом, кажется, что все буренки пасутся на поле сами по себе. Все коровы на поле направлены в одну сторону. Леонид Викторович Жилин объяснил довольно просто: на пастбище коровы идут навстречу ветру, чтобы он обдувал с глаз насекомых. И еще одно, что видно невооруженным глазом: корова – самая преданная и любящая мать, она в самом большом стаде не отпускает от себя своего теленка и вечером вместе с ним возвращается домой.

Если пройтись вдоль улицы Речной, то не перестаешь улыбаться: каждый дом индивидуален и по-своему красив. Здесь живет Лидия Ивановна Скоблинская. Она как хранитель родового дома, в Усть-Кожве живет в доме, построенном ее предками более 100 лет тому назад. Во дворе колодец, новая баня, грядки с зеленью и овощами. Крылечко с деревянными ступеньками, на вертикально закрепленных рейках сушатся пустые банки – это первый ультрафиолетовый солнечный стерилизатор. Помню, так готовила к консервации банки и моя бабушка… Вырастила она четверо детей, и все они живут рядом: в Изъяю, в поселке Кожве, в Набережном, в Печоре. Никто не уехал в другие регионы, все постоянно приезжают и помогают маме вести домашние дела и поддерживать дом. Тем более что до деревни есть автомобильная дорога с твердым покрытием, и шесть раз в неделю сюда ходит рейсовый автобус. Правда, состояние дорожного полотна оставляет желать лучшего, но сельчане очень надеются на то, что деньги на ремонт этого тупикового участка в бюджете когда-нибудь найдутся…

Рядом добротный дом с новыми постройками, хозяин которого Сергей Мезенцев, руководитель крестьянско-фермерского хозяйства. За домом строится новый скотный двор, а с противоположной стороны участка – уложено заготовленное на зиму сено. Рядом с изгородью стоит сельскохозяйственная техника.
Соседняя усадьба – дача. Валентина Семеновна Канева зимой живет в поселке Кожве, а на все лето приезжает в этот аккуратный деревенский дом, доставшийся ей по наследству. Все лето вместе с ней живут внуки, сестра, племянники, а в выходные дни здесь собирается до 11 человек рода Каневых – все приезжают. Тем более что вокруг дома, как в ботаническом саду: роскошные астры, лилии, петунии. Даже самые обыкновенные маргаритки на участке на удобренной плодородной земле по размеру чуть меньше, чем средняя астра.

Иду дальше. Некоторые дома закрыты на замок. Замки в Усть-Кожве во всех домах одинаковые: поставленная по диагонали входной двери то ли лопата, то ли метла, а то и просто палка. У каждого есть «ключ» от такого замка, но без хозяев зайти в дом никто не посмеет. Это еще одна особенность деревенского быта.
Дома на улице Речной стоят в один ряд, с левой стороны, а через дорогу, где правая сторона улицы – высокий обрыв. А там, внизу, заливные луга и пастбище. Напротив одного дома со стороны обрыва установлен забор, такое своеобразное ноу-хау: вместо столбиков использованы раскрашенные пустые 200-литровые бочки с прорезами под прожилины забора. Круто, и такой забор можно, пожалуй, за несколько минут перенести на другое место. И стоять он будет долго.
Новый аккуратный дом с мансардой. Знаю, что в этом доме живет Елена Николаевна Садейская. Все окна дома, в том числе и окно мансарды, утопают в геранях. Здесь собраны, пожалуй, все цвета и все сорта гераней со всей округи. Герани высажены и на улице – там они летом растут лучше. А на подворье в сочетании с многочисленными клумбами они украшают яркий приусадебный цветущий ковер. Но хозяйки дома нет, ушла на работу. Она работает продавцом в деревенском магазине. Здесь же, в магазине, за отдельным столом, в определенный день производится выплата пенсии. Но получателей немного, в основном у всех есть пенсионные карточки. Рядом с магазином установлена детская спортивно-игровая площадка и обустроен общественный колодец.

А больше ничего в деревне нет. Есть здание ФАПа с аккуратной вывеской, но оно закрыто. Недалеко от ФАПа построен «Дом-музей «Коми изба», на котором закреплена табличка с информацией: «Строительство выполнил Валерий Афанасьевич Артеев» и почтовый адрес: «г. Печора, деревня Усть-Кожва, д. 12б». Вокруг дома все заросло травой, нет даже натоптанной тропинки… Наверное, летом у деревенских жителей хватает забот: огороды, хозяйство, сенокос, заготовка дров, «тихая» охота – заготовка грибов и ягод, на которые так щедра тайга. А дождливыми осенними и морозными зимними вечерами коми изба откроет свои двери, и будут здесь собираться сельчане, чтобы дружно посидеть у горячего самовара…

Иду дальше, а моя попутчица Ирина Максимовна Мезенцева успевает мне рассказывать о жителях деревни. Первый дом с правой стороны дороги, недалеко от обрыва. Здесь живет Мария Петровна Стрелкова. «Живет» – это сказано условно. Марии Петровне уже 84 года, управляться с домашними делами она не может и живет в Набережном у дочери Галины. На выходные Галина Леонидовна привезла маму домой. Эта скамейка почти что над самым обрывом, уже не выглядит так сиротливо…
Наискосок от дома Стрелковых, через дорогу, новый и добротный дом Лидии Николаевны Черныш. С ней я знакома давно, и отказаться от кружки чая было бы неприлично с моей стороны. Захожу в дом и попадаю в тот деревенский уклад, который Лидия Николаевна перенесла сюда из старого родительского дома: кухня с натопленной печкой, возле печки сушится лук – хозяйка вчера сняла новый урожай. Над печкой на веревке сушатся грибы, на печке – еда и коробка с шиповником. И пахнет здесь моим детством, бабушкиными пирогами, парным молоком, сытным обедом и ни с чем не сравнимой теплотой и уютом деревенского дома. Трогательно до слез. Лидия Николаевна начинает плакать вместе со мной. Невысказанная тоска и грусть не проходит с годами – она осталась одна в этом доме. Теперь вспоминает, как вместе с мужем они строили этот дом: Лидия Николаевна была архитектором и самым главным помощником, а Станислав Василевич весь дом – от основания до дымохода – построил своими руками. Только прожил в этом доме очень мало…

Стоит только переступить порог кухни и попадаешь в городскую квартиру: новая мебель, стенка, мягкий диван, телевизор, ковер на полу. И, кроме прочего, во всем доме очень тепло.
Сама Лидия Николаевна живет в Печоре, но с мая и по октябрь в городе она бывает один раз в месяц, чтобы оплатить коммунальные платежи, а все лето живет в Усть-Кожве. Здесь, на родительской усадьбе, у нее сад с кустами смородины, малины, ирги и рябины, посажен и кедр. В огороде построены теплица и парники, где растут помидоры, огурцы и кабачки, картофельные участки и грядки с морковью, свеклой, капустой, цветной капустой, луком, чесноком и зеленью. И вокруг растут, как она сама говорит, «цветы мои». Очень много на этом подворье лилий. Красные, оранжевые, желтые, белые – они рассажены по всем цветочным клумбам, некоторые даже на грядках обосновались…

Совсем рядом, через дорогу, еще одна усадьба, мимо которой не пройдешь. Хозяйку я тоже знаю: Галина Николаевна Эжеринене. Цветов у нее под окнами целое море, а еще и подсобное хозяйство. На скотном дворе есть корова, теленок и два бычка. На птичьем дворе были утки, но они уже выросли и… стали едой. В курятнике живут несушки и петушок-золотой гребешок. Все в огороде и на подворье сделано по-хозяйски: аккуратные загоны и заборы, дорожки и тропинки, клумбы и грядки – везде видна мастеровитая рука хозяина и заботливые неугомонные руки хозяйки.
Через метров 80–100, над самым обрывом, растут три лиственницы. Раньше они были на самом краю Усть-Кожвы, но за последние годы ближе к лесу построены новые дома, и теперь эти вековые деревья получились в самой деревне. В этом году ураган их немного потрепал, но они выстояли. В этом есть что-то символическое. Эти лиственницы, как и сама деревня, пережившая с момента своего основания все политические, экономические и социальные революции и потрясения, выстояла, не утратила своего прадедовского уклада и сохранила свои вековые традиции. Сельчане между собой до сих пор разговаривают на языке коми народа. Если кто-то из молодежи не может говорить по коми, нет разговорного навыка, то он понимает все сказанное в отличие от меня: стыдно признаться, но я по коми знаю всего лишь несколько слов, но их ничтожно мало для общения.

Все, с кем мне приходилось общаться, хорошо знают свои родословные до пятого-шестого колена. Они так интересно вспоминают: «В этом дому жила еще моя бабушка Ликерья, умерла она лет пять тому назад, а было ей от роду больше восьмидесяти лет. Так что этому дому намного больше ста лет». Или: «Моей маме, Галине Григорьевне, уже 83 года, и она помнит, что деревня была большая, три улицы были в ней: Центральная, Колхозная и Авиационная». Еще один рассказ: «Мама, Семяшкина Дионисия Поликарповна, родилась в 1905 году в селе Соколово. А в деревню Усть-Кожву приехала в 1932 году – замуж сюда вышла за Петра Ивановича Семяшкина. Только погиб он на войне». «Бабушка моя, Артеева Таисия Дмитриевна, работала учителем начальных классов в деревенской школе. Мне этот дом достался от нее по наследству», – так рассказывала мне мама маленькой Анастасии. Они ехали в поселок Кожву, где Настя занимается в студии танца «Баунти», и согласились довезти меня до соседнего поселка. Правда, дорога на участке от деревни до трассы такая, что сказать «убитая», то это значило бы сильно похвалить ее. Но несмотря ни на что, деревня живет уже 226 лет. Зимой более спокойной и размеренной жизнью: люди топят печки, ухаживают за скотиной, чистят тропинки от снега, по субботам – банные дни. Но летом, когда сельчане целые дни проводят в хлопотах и заботах, когда в Усть-Кожву приезжают дети и внуки, когда в своих домах на все лето поселяются дачники, начинается новая жизнь.

Тамара Юлина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *