17.05.2024

Маленькая точка на карте республики

В этом году поселок Набережный отмечает свое 85-летие. Это маленькая точка на карте нашей республики, а на карте РФ он даже не обозначен. Но у него большая история.

Расположен на левом берегу Печоры

В историко-демографическом справочнике И.Л.Жеребцова «Где ты живешь» поселок Набережный упоминается тремя строчками: «Набережный – поселок на левом берегу реки Печоры. Официально зарегистрирован 25 декабря 1980 года. В 1989 году здесь жили 866 человек (439 мужчин и 427 женщин), из них 47 % русские, 41 % коми».

В другом справочном издании Коми книжного издательства «Республика Коми. Энциклопедия», – 1999 г. Сыктывкар, стр. 311, дословно: «Набережный – поселок в Печорском горсовете, входит в состав Изъяюского поссовета. Основан в 1937 году как поселок Промкомбината (швейное производство) Печоржелдорстроя НКВД – МВД СССР. Расположен в центральной части горсовета, на левом берегу реки Печоры в 10 километрах вниз по течению от города Печоры. Численность населения на 01.01.1998 года – 723 человека, 275 хозяйств.

Печорское предприятие по обеспечению нефтепродуктами, участок Печорской нефтегазоразведочной экспедиции, участок Управления Северными магистральными нефтепроводами, швейный цех Печорского АООТ «Пихта», неполная средняя школа, детский сад, отделение связи, два магазина, фельдшерско-акушерский пункт с аптечным отделением, клуб, библиотека, отделение Сбербанка». (О.Азаров).

Вот, пожалуй, и вся информация. Но за каждой буквой и строкой энциклопедии – жизнь поселка, его становление, развитие, процветание и традиции, которые остались, несмотря на веяние времени и общественные потрясения.

Спецодежда для невольников

Но есть данные, указывающие на то, что первые строения в так называемом Промкомбинате появились в 1935 году, и именно эту дату принято считать датой основания населенного пункта.

Если заглянуть в те далекие 1935-1937 годы и отбросить все малозначимые слова, то останется одна фраза: «Основан как поселок швейного производства Печоржелдорстроя».

Можно что угодно говорить: политзаключенные, ссыльные, репрессированные, тоталитарный режим, но надо помнить, что именно тогда и строилась железная дорога от Печоры до Воркуты и возводился мост через реку Печору, который служит и доныне. А заключенных Печорлага, строивших мост и железную дорогу, надо было хоть как-то одевать. Именно для пошива спецодежды для невольничьей бесплатной рабочей силы и было открыто швейное производство, почти на пустом месте, рядом с лагерными бараками.

Упал на колени перед иконами

Мой дедушка, фронтовик, ветеран Великой Отечественной войны, прожил на свете 89 лет. Он умер в 1999 году. Почти не листал советских газет, не читал книг. Зачем читать чужое, если вся его жизнь была, как исторический роман.

Он помнил Великую Октябрьскую социалистическую революцию, когда его отец, мой прадед, услышав новость о том, что «царя-батюшку скинули», пришел домой, упал на колени перед иконами, перекрестился и спросил: «Господи, а мы без царя жить-то как будем?» Он помнил гражданскую войну и отряды махновцев и петлюровцев, грабивших украинские деревни. Он знает, что такое коллективизация. В колхоз он вступил одним из первых, и проработал там всю свою жизнь. Я не ошиблась: еще в 1998 году, в страду, когда надо было убирать хлеб, дедушку привозили на поле, и он работал скирдоправом. Это такая работа, которой не обучишься за день-два.

Я приносила дедушке на поле обед и видела, в чем заключается его работа. Он не спеша обходил вокруг заложенного основания скирды и показывал, куда именно положить копну соломы. Скирду надо было сложить так, чтобы ее ветер не раскидал и дождь не замочил, чтобы солома до самой весны была ароматная и золотистая. Зимой солому привозили на ферму, посыпали сверху комбикормом, и это было самым настоящим лакомством для коров.

Мой дедушка прошел всю войну от июня 1941 года до июня 1946 года. Вернулся домой, продолжал работать в колхозе и восстанавливать почти уничтоженное в оккупации хозяйство. Он знал период развитого социализма, сейчас это модно называть «застойные времена», помнил перестройку и развал СССР.

Дедушка никогда не вел политические дискуссии. Он воевал «За Родину!», «За Сталина!» Ходил в штыковую атаку, бросался со связкой гранат под танк – спасибо Всевышнему! – выжил, прошел всю войну без единой царапины. Как-то он мне сказал: «В те годы, без дорог, электричества и телефона, государство осталось государством… »

Так вот, Северная железная дорога большей частью тоже построена только потому, что была целая государственная тоталитарная машина, винтики которой крутились в ту сторону, в которую им приказано было крутиться. И с такими оборотами, которые перемалывали всех несогласных, недовольных и довольно часто совсем невиновных. Да, это было, и это тоже наша история. И поселок Набережный – крупица этой истории.

Школа, пилорама, баня

За 85 лет истории у поселка было все: гигантскими темпами росла численность населения, строились и открывались новые цеха филиалов городских предприятий. Альбина Ивановна Сметанина родилась в Промкомбинате в 1955 году. Ее детские годы пришлись на то время, когда поселок был одним из стабильно работающих промышленных центров района.

Она очень многое помнит, в ее детских воспоминаниях сохранились картинки поселка 60-х – 80-х годов прошлого века: «У нас было все свое: прекрасная восьмилетняя школа, в которой мы учились. Двухэтажная, деревянная, с печным отоплением. Печки топились и на первом, и на втором этаже. Мы еще помогали техничкам носить дрова на второй этаж. Здесь же, в маленьких каморках в школе, жили и учителя, так как квартиры предоставлялись не сразу. До сих пор помню свою первую учительницу Марию Ивановну Зиганшину. Кстати, ее сын, Виктор Юрьевич, в свое время был главой Изъяюского поселкового Совета». История школы – это отдельная страница в летописи поселка, и она заслуживает еще одного газетного материала.

Альбина Ивановна вспоминает, что в те годы в поселке было очень много небольших предприятий: «У нас работала кузница, правда, сейчас и следа не осталось на том месте, где она раньше стояла. Еще была большая конюшня. После уроков мы любили ходить туда. Помню, придем, а дядя Кузьма сидит там в чистоте и порядке. Везде на стенах аккуратно висят ремни, сбруя и все прибрано. Он в такой чистоте содержал конюшню, как хозяйка содержит горницу.

Поселковые лошади – это труженики. Весь день они на работе: возили бревна с пилорамы в мебельный цех, на лошадях отправляли больных в Кожву, в больницу. В те годы в поселке строилось много жилья, и лошади перевозили брус и стройматериалы.

Мебельный цех Промкомбината был не так чтобы большой, но мастера здесь делали буквально все: диваны, стулья, столы, табуретки, и готовая мебель раскупалась моментально. А еще в поселке стояла мастерская по изготовлению бочек, где работал бондарь дядя Вася Размыслов».

Еще в Промкомбинате функционировала своя пилорама, продукция которой – доски, брус, горбыль, штакетник – использовалась для строительства домов в поселке. Альбина Ивановна вместе со своими одноклассниками тоже работала на пилораме – ребята в свободное от уроков время грузили продукцию в вагоны, а на заработанные деньги смогли поехать всем классом на экскурсию в Москву. Пилорама продолжала работать до 90-х годов прошлого века, потом предприятие было ликвидировано.

«Еще в поселке работала баня – деревянная, с парилкой и тазиками, но очень теплая, – рассказывает Альбина Ивановна. – Был свой поселковый ФАП, он есть и сегодня, только переехал в другое помещение. Было и свое овощехранилище. Библиотека – тогда все читали книги, и читателей было очень много. Железнодорожный вокзал – небольшое деревянное здание с печным отоплением, где кассиры продавали билеты, и возле которого останавливались поезда. Еще в Промкомбинате действовала своя сберкасса и клуб. Рядом с клубом пристроена будка, в которой механики установили дизель-установку. Она вырабатывала электричество, и так мы смотрели кино».

Культурная жизнь поселка

К сельскому клубу у Альбины Ивановны особое отношение. Она помнит, как с алым пионерским галстуком на груди она запевала в школьном хоре на сцене того первого клуба. С той поры она – самый активный участник клубной самодеятельности, дарит радость жителям Набережного. И не только своего поселка. Она выступает на сценических площадках всего района, принимает участие во всех клубных праздничных и торжественных мероприятиях поселка, в вокальных конкурсах и фестивалях.

История и традиции поселковой самодеятельности уходят на полвека назад. Тогда в клубе руководителем художественной самодеятельности работал Юрий Федорович Шуть, человек с уникальным музыкальным слухом, баянист-самородок, у которого в руках баян, казалось, пел сам.

Тогда клубная самодеятельность насчитывала десятки участников. Вечера отдыха и праздничные концерты ко всем праздникам — выступления в трудовых коллективах. Культурная жизнь поселка была неотъемлемой частью ее истории.

Самым большим промышленным предприятием по количеству работающих была пошивочная мастерская. Цех работал в две смены, в каждой из которых трудились 42 швеи. Цех шил все: стеганые матрацы, ватные одеяла, зимнюю – ватную спецодежду, взрослые и детские фуфайки-ватники, рукавицы, постельное белье, мужские трусы… Продукция в те годы была очень востребована, и реализовывалась она через розничную торговлю. Проработал он до конца 90-х лет прошлого века, потом предприятие было закрыто.

В этом цехе в свое время работали все женщины поселка – кто больше, кто год-два, но это была хорошая рабочая закалка. Девушек принимали с 16 лет, прикрепляли к ним опытных наставниц, которые обучали их не только ремеслу, но и уму-разуму. Через год-два девчонки взрослели, получали специальность, приобретали неплохие профессиональные навыки – одним словом, этот цех давал бывшим ученицам путевки во взрослую жизнь.

Всегда много ребятни

Сегодня поселок Набережный еще называют «Нефтебаза». От станции Кожва есть тупиковые подъездные пути на поселковую нефтебазу, куда дизтопливо и бензин поступают железнодорожными цистернами. Потом это топливо отпускается потребителям оптовыми партиями.

Из тех лет на прежнем месте осталось только одно учреждение – военизированная охрана моста, которое работает в прежнем режиме.

Интересно рассказывает Альбина Ивановна о том, каким был сам поселок: «Собак в поселке не было, если и были, то они сидели на привязи и по поселку не бродили. Зато было два стада дойных коров, а еще козы, которые вредничали и залазили в огороды. Хозяева держали кур, гусей, индюков, в сараях жили свиньи. Потому что семьи в основном были многодетные, ребят в поселке всегда было много».

В день моего приезда в Набережный в школе были каникулы, на почте – выходной день, а вот Дом культуры работал. Виктория Владимировна готовилась к Межпоселенческому фестивалю «Ярмарка талантов», который проводится на сцене ДК с 2013 года. В этом году фестиваль будет проходить в режиме онлайн, и заявки поступают даже из Свердловской области. Кроме того, в свободные минуты Виктория готовится к мастер-классам, приводит в порядок свой архив, в котором есть интересные наработки.

Так как шествие Бессмертного полка в этом году не состоялось, все ветераны-фронтовики и труженики тыла не были забыты: в холле ДК, рядом с почтовым отделением, оформлены красивые стенды. Теперь фотографии будут собраны в отдельный альбом, потому что это тоже страница истории поселка…

Этих страниц уже 85. Нет, их пока еще 85, и сельчане продолжают писать их каждым прожитым днем, каждым добрым делом и каждым интересным праздником.

Тамара Юлина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *