03.05.2024

Верьте в успех своего будущего первоклассника!

Изменился порядок приема детей в 1 класс. За разъяснениями по этому и другим вопросам к исполняющей обязанности начальника управления образования МР «Печора» Анне Капитоновой отправилась Елена Крылова.

– Анна Дмитриевна, расскажите о новых условиях приема в 1 класс. С какого числа нужно подавать заявление? По месту прописки? А если родители хотят зачислить ребенка в другую школу? Как зачисляются братья и сестры?

– В соответствии с приказом Министерства просвещения РФ от 02.09. 2020 г. № 458 «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» изменены правила приема в школу. В частности, распорядительный акт о закреплении образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района издается не позднее 15 марта текущего года. В течение 10 дней указанный распорядительный акт публикуется на сайтах образовательных организаций.

Прием заявлений о приеме на обучение в первый класс для детей, проживающих на закрепленной территории, начинается 1 апреля текущего года и завершается 30 июня текущего года.

Для детей, не проживающих на закрепленной территории, прием заявлений о приеме на обучение в первый класс начинается 6 июля текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года.

В первоочередном порядке предоставляются места в общеобразовательных организациях детям судей, сотрудников следственного комитета и внутренних дел, военнослужащих и других.

Проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства дети имеют право преимущественного приема на обучение по образовательным программам начального общего образования в муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры.

– Если родители не успели подать заявление в школу по прописке, могут ли они надеяться, что ребенок попадет именно в эту школу?

– Могут, при условии, что в школе имеются свободные места. Вообще прием в общеобразовательную организацию осуществляется в течение всего учебного года при наличии свободных мест.

– Каким образом следует подавать заявление?

– Заявление о приеме на обучение и документы для приема на обучение, подаются одним из следующих способов: лично в общеобразовательную организацию; через операторов почтовой связи общего пользования заказным письмом с уведомлением о вручении; в электронной форме, с использованием функционала (сервисов) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

– Можно ли выбирать учителя? Учитываются ли в этом вопросе предпочтения родителей?

– Выбор учителя родителями (законными представителями) законодательно не предусмотрен.

– Как идет подготовка к школе в детских садах? И ведется ли она вообще?

– Ключевая установка дошкольной образовательной организации – поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Цель детского сада – эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка, создавать условия для успешного учения и обучения детей в совместной деятельности с педагогом. Каждый детский сад реализует основную общеобразовательную программу. В ней прописаны пять основных образовательных областей, при помощи которых и осуществляется подготовка детей к школе.

– Как проходит зачисление на подготовительные к школе курсы? Подготовка обязательна? Или на усмотрение родителей? С какого периода начинается подготовка на базе школ? Во всех ли школах она ведется?

– Каждая школа вправе вести различные занятия для подготовки к школе, расписание занятий, сроки проведения курсов школой устанавливаются самостоятельно. Посещение подобных курсов будущих первоклассников является добровольным. Также необходимо отметить, что посещение подобных курсов не влияет на зачисление в 1 класс.

– Каков портрет современного начинающего школьника? Что должен уметь первоклассник при поступлении в образовательную организацию?

– Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования определяет «портрет» выпускника ДОУ, а, следовательно, и будущего первоклассника. Акцент со знаний и умений в нем смещен на уровень общей культуры, наличие качеств, «обеспечивающих социальную успешность».

Итак, каков же старший дошкольник?

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире, эмоционально отзывчивый.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности, обладающий умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладевший необходимыми умениями и навыками.

Список требований к современному первокласснику, разумеется, впечатляет. Но на самом деле тысячи детей ежегодно приходят в школу, имея абсолютно разный уровень дошкольной подготовки, и начинают учиться. Родителям необходимо понимать, что большое количество знаний, полученных еще до начала школьных занятий, еще не являются залогом успеха. Главное – психологическая готовность ребенка к учебе и стремление к получению новых знаний. Обучать, проверять и «натаскивать» можно, но постарайтесь делать это без фанатизма. Верьте в успех своего будущего первоклассника и вселяйте эту уверенность в него самого!

– А что должен уметь первоклассник к концу 1 класса? Какие предметы преподаются в начальной школе?

– В конце первого года обучения учащиеся должны освоить обязательный минимум содержания начального образования, соответствующий первому классу (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности). Простейшие элементы теоретического мышления и элементарные навыки контроля и самоконтроля, культуру учебного труда и поведения.

Под ожидаемым результатом освоения учащимися образовательной программы, в целом, понимаются позитивные изменения в личности учащихся, на которые ориентирована данная образовательная программа.

ФГОС предусматривает список учебных предметов. Для каждой учебной дисциплины ФГОС предусматривает примерную образовательную программу. Вот предлагаем полный перечень предметов: русский язык, литературное чтение, родной язык и литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура.

Для улучшения адаптации детей при переходе от дошкольной ступени образования к школьной нагрузка, возлагаемая на первоклассников, невелика. Максимальное число уроков, установленное на год, составляет 693 часа.

Недельный план представлен следующим образом: русский язык – 4-5 уроков, литературное чтение – 4 урока, математика – 4 урока, окружающий мир – 2 урока, музыка – 1 урок, изобразительное искусство – 1 урок, технология – 1 урок, физическая культура – 3 урока.

В итоге, общая недельная нагрузка для учащихся 1 классов составляет 20–21 урок. При обучении на пятидневной неделе получается 4 урока в день.

Согласно ФГОС, продолжительность каждого урока в начале обучения не должна превышать 35 минут. Каждый урок сопровождается проведением физкультминутки – это двигательная активность, совмещенная с умственной, она организуется учителем по теме урока. Этот прием позволяет эффективно закреплять новый материал.

– В разных школах есть дополнительные занятия и кружки, с какой целью это внедряется?

– Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.

– Сколько всего первоклассников в муниципалитете в этом году? Сколько планируется принять в следующем?

– В 2020-2021 учебном году в школы пришли 603 первоклассника, в сентябре 2021 года ожидаем порядка 610 детей. В последние годы количество первоклассников примерно одинаковое и колеблется около 600 человек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *