17.05.2024
Печораводпуть

«Борьбу за навигацию проиграть нельзя»

Пожалуй, этими словами можно описать ту работу, которую выполняют сотрудники «Администрации Печорского бассейна внутренних водных путей». Вот и в этом году была открыта уже 84-я навигация в Печорском бассейне. Еще 21 мая шесть обстановочных теплоходов произвели выставление знаков судоходной обстановки на обслуживаемых ими участках. Тем временем мы решили выяснить, в чем особенности работы такого предприятия, как ФБУ «Администрация «Печораводпуть». Скажем сразу, мы были в большом впечатлении.

2594 километра водных путей России

На самом деле стоит начать с того, что история главного речного учреждения региона уходит за рамки более чем 80 лет. Ведь Печорский край издавна привлекал исследователей и торговцев. Еще в 1914 году на Печоре поддерживались судовые хода на протяжении 600 км. И только в 1938 году Постановлением Экономического Совета при Совнаркоме СССР было создано самостоятельное Печорское бассейновое управление пути, с этой даты, 22 мая 1938 года, начинает свою историю ФБУ «Администрация «Печораводпуть».

На сегодняшний день «Администрация Печорского бассейна внутренних водных путей» является подведомственным Федеральному агентству морского и речного транспорта учреждением, осуществляющим функции администрации Печорского бассейна. Создано предприятие было в результате преобразования Государственного предприятия «Печорское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства». Деятельность ФБУ «Администрация Печораводпуть» осуществляется в соответствии с Конституцией России, Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На протяжении многих лет ФБУ «Администрация Печораводпуть» осуществляет важнейшую миссию по развитию судоходства. Предприятие выполняет государственные работы и оказывает государственные услуги в сфере внутреннего водного транспорта. Основные виды деятельности связаны с эксплуатацией, содержанием и развитием водных путей и обеспечением судоходства на них, государственном регулировании деятельности речного транспорта по вопросам, отнесенным к компетенции государственных органов; обеспечение экологической и пожарной безопасности; диспетчерское регулирование движения судов в целях мониторинга и т.д. Но самое главное – это обеспечение безопасного судоходства на реках Печорского бассейна.
В настоящее время ФБУ «Администрация «Печораводпуть» обслуживает 2594 км внутренних водных путей Российской Федерации, куда входит не только река Печора, но и ее притоки. Из них 1043 км магистральных водных путей с гарантированными габаритами на участке р. Печоры от г. Вуктыла до г. Нарьян-Мара и р. Усы от г. Усинска до устья.

Основной поток груза – из Печоры

Стоит отметить, что на протяжении 1043 км водных путей к обслуживанию средств навигационного оборудования привлечены 13 обстановочных бригад. За каждым теплоходом закреплен свой участок реки, на котором обстановочная бригада обеспечивает безопасное судоходство.

Пожалуй, самая большая работа – проведение дноуглубительных работ на реке, особенно в период спада уровней воды. Как рассказал нам начальник службы пути ФБУ «Администрации Печораводпуть» Артем Спасский, самым грузонапряженным участком реки считается участок от г. Печоры до с. Усть-Усы из-за того, что весь основной поток груза идет именно из нашего города.

«Надо понимать, – говорит Юлия Маевская, заместитель руководителя ФБУ «Администрация «Печораводпуть», – что на сегодняшний день без роста промышленного производства в республике, да в целом и в стране, стимулирующего развития строительной индустрии и создающего платежеспособный спрос на перевозку массовых (минерально-строительных) грузов, прироста грузооборота, а соответственно и увеличения грузопотока по внутренним водным путям ожидать нельзя. Для этого необходимо оживлять и инерционно развивать экономику региона, продолжая инвестиционные программы естественных монополий, при развитии которых увеличится потребительский спрос населения и возникнет потребность в увеличении грузоперевозок по внутренним водным путям Печорского бассейна. В связи с этим хотелось бы пожелать пересмотреть «ценовую политику» в транспортной отрасли с целью поддержания населения для обеспечения доступности водного транспорта, а также рассмотреть развитие береговой инфраструктуры в местах погрузки и выгрузки речных паромов и пассажирских судов.

Тем не менее, в 2020 году улучшились качественные характеристики водных путей, на участке реки от г. Нарьян-Мара до с. Усть-Цильма, повысилась категория водных путей, и теперь этот участок у нас с освещаемой обстановкой, что позволяет судам транспортного флота ходить в темное время суток».

Заслуга профессиональной команды

Успешная работа организации – заслуга профессиональной команды, ведь коллектив компании состоит из опытных и высокопрофессиональных специалистов, как на флоте, так и на берегу. Слаженность работы помогает решать любые задачи, тем более, как говорят сотрудники, они идут в ногу со временем.

Сейчас на предприятии работает более 300 человек, многие из которых здесь уже более 30 лет и до сих пор трудятся с такой отдачей, которой только стоит позавидовать. Немало и тех, кто продолжает работать, уже выйдя на пенсию, а молодежь, влившаяся в коллектив недавно, под руководством наставников чувствует себя уверенно и быстро набирается опыта. Не менее поражает количество династий, которых на предприятии порядка 20, с общим стажем от 130 до 370 лет.

Помимо всего прочего, ежегодно предприятие принимает на работу практикантов, и не только из Печорского речного училища, но и со всей страны. Так, например, в этом году было принято 27 человек, в том числе 5 курсантов из Ростовского государственного морского университета им. адмирала Ушакова и четыре курсанта из Котласского речного училища. Что касается курсантов Печорского речного училища, то приходят они сюда на групповую практику. Так, в прошлом году групповую практику проходили одновременно 94 курсанта, среди которых – электромеханики и судоводители.

Одним из важных отделов учреждения является диспетчерский аппарат службы пути. В навигационный период работники диспетчерского аппарата несут круглосуточное дежурство в целях обеспечения безопасности судоходства, а именно: каждое утро диспетчер производит сбор информации по радиосвязи с обстановочного флота о габаритах пути. После чего изготавливается информационный бюллетень о состоянии водных путей и гидрометеорологической обстановки на текущие сутки и доводится до сведения судоводителей посредством радиосвязи. Дополнительно ко всему диспетчеры руководят работой флота учреждения.

Связь с судами – три раза в сутки

Связь с судами учреждения происходит три раза в сутки в утвержденные сеансы. Радиосвязь проводится в радиопередающем центре, где также круглосуточно ведется дежурство радиооператоров в навигационный период для слежения канала безопасности. В случае если с судном не удается установить радио или телефонную связь, на выручку приходит спутниковая система «ГЛОНАСС».

«В части диспетчерского регулирования с целью мониторинга движения судов каждое судно перед выходом в рейс имеет право зарегистрировать его в диспетчерском аппарате. Однако в связи с тем, что обязательное диспетчерское регулирование не введено в Печорском бассейне, к сожалению, не все судоводители регистрируют рейсы, – отмечает Юлия Эркиновна. – По этой причине мы не имеем возможности в полной мере отследить фактический грузопоток по Печорскому бассейну на текущую дату».

Радиосвязь на внутренних водных путях существенно отличается от радиосвязи на море по условиям распространения и способам осуществления связи. К сожалению, на внутренних водных путях благоприятные условия встречаются не так часто. В большинстве случаев судно находится между берегов, порою достаточно высоких, препятствующих распространению радиоволн и тем самым затрудняющих, а то и полностью исключающих саму возможность радиосвязи.

Для качественного обеспечения учреждения связью есть своя служба, а именно: службы связи, информатизации и компьютерного обеспечения, чьей главной задачей, конечно, является обеспечение судовой радионавигационной связи, телефонной связи, сети интернет и т.д. Система связи внутреннего водного транспорта имеет очень большое значение и особую социально-экономическую значимость. Эта связь возможна только при наличии развитой системы радиосвязи с использованием стационарных радиоцентров и береговых УКВ-радиостанций. Помимо обеспечения связи, служба занимается установкой навигационных комплексов на обстановочные суда, земснаряды и изыскательные русловые партии.

«Электронные картографические системы, получающие данные от высокоточных GPS-приемников, позволяют позиционировать суда с точностью до 50 сантиметров, – рассказывает начальник службы связи, информатизации и компьютерного обеспечения Борис Веселов, – Также не так давно в Печорском бассейне ВВП были установлены две контрольно-корректирующие станции, одна из которых запущена в эксплуатацию, а вторая находится на стадии тестовой эксплуатации. Использование дифференциальной поправки от контрольно-корректирующих станций позволит довести точность позиционирования до 10-30 сантиметров».

В штате – свои изобретатели

Достижением производства по праву можно считать земснаряд — катамаран, состоящий из двух землесосов производительностью 350 м3/час каждый. Земснаряд – катамаран, помимо повышения оперативности разработки перекатов, показал большой экономический эффект, поскольку почти вдвое сократился штат команды, вместо двух рефулеров диаметром 400 мм требуется всего один диаметром 500 мм, а также высвободилась одна брандвахта. Эта заслуга Виктора Михайловича Антонова, главного специалиста по путевым работам, работающего ранее в учреждении, который внес огромный вклад в развитие и модернизацию земснарядов, а также в учреждение в целом. Администрации других водных бассейнов по сей день обращаются в Печору с просьбой оказать содействие в разработке и создании данного проекта.

Как и во многих северных организациях, где труд особенно нелегок, компании не всегда хватает кадров. Но руководитель предприятия Татьяна Кончина много сил и энергии вкладывает в то, чтобы работа велась эффективно и соответствовала современным требованиям. Стараниями руководства и всего коллектива удается не только держать предприятие на плаву, но и развивать его. Так, например, на сегодняшний день, администрацией вместо морально устаревших и изношенных металлических буев используются буи из полимерных материалов, на земснарядах-землесосах используются резинотканевые грунтопроводы, которые заменили металлические понтоны и трубопроводы.

Благодаря изыскательным русловым партиям и отделу картографии созданы электронные навигационные карты на 2281 км водных путей.

Нефтеналивные и строительные грузы

В ходе нашей поездки нам удалось встретиться с руководителем учреждения и задать несколько вопросов.

– Татьяна Ивановна, подскажите, а возможно ли вообще спрогнозировать, какая обстановка будет на реке в течение года?

– Мы обязаны выдерживать гарантированные глубины, установленные государственным заданием. Если уровень воды ниже проектного, там уже в силу вступает своя расчетная теория по глубинам. Но спрогнозировать все невозможно.

– А какие работы проводятся на предприятии в межнавигационный период?

– Наше предприятие занимается ремонтом флота, в том числе и того, который зарегистрирован на частных лиц.

– Можете ли поделиться планами на летний период?

– Здесь все просто – обслуживание реки. У каждого теплохода есть закрепленный участок, где они содержат глубины, занимаются расстановкой навигационных береговых и плавучих знаков. Для земснарядов работа также уже намечена, ну а что будет дальше, зависит от ситуации на реке.

– Если сравнивать с прошлыми годами, какова нынче ситуация на реке?

– Паводок в этом году был непродолжительный, поэтому и уровень воды был значительно ниже, чем в прошлом году. Наука тут серьезная, поэтому возможно, что больше намыло на перекатах. Что будет дальше, опять же зависит только от погодных условий. Например, прошлый год был одним из самых низких по водности, посмотрим, что будет в этом.

– Большая ли у нас проходимость по реке и какие грузы в основном перевозят?

– В основном на длительное расстояние перевозятся нефтеналивные и строительные грузы. Но по большей части движение на реке осуществляется паромной переправой на разных участках.

– А много ли студентов, которые приходят к вам на практику, возвращаются после обучения на работу?

– Последние несколько лет порядка 50 процентов практикантов возвращаются обратно. При этом много ребят приезжает после обучения и из других городов. Некоторые из тех, кто у нас работал, в этом году отправились на Байкал и уже работают в достаточно приличных должностях.

Издавна привлекал к себе внимание

Богатый природными ресурсами Печорский край издавна привлекал к себе торговых людей и исследователей. Первое упоминание о хождении новгородцев на Печору относится к 1096 году. Однако удаленность этого края от центральной России сдерживала его промышленное освоение.

Первые шаги в этом направлении были сделаны купцом Михаилом Сидоровым, положившим в 1864 году начало паровому судоходству на Печоре. К началу двадцатого века по Печоре ходило уже более 20 паровых судов, но водные пути использовались только в естественном состоянии. Лишь в 1913 году под давлением промышленников и общественности, Министерство путей сообщения занялось улучшением здесь судоходных условий. В дополнение к двум имеющимся создаются 24 водомерных поста, обследуются реки Ижма и Печора. На участке от Троицко-Печорска до с. Усть-Кожва впервые устанавливаются перевальные столбы и вехи, организуется 20 обстановочных постов и в небольших объемах производятся камнеуборочные работы.

В начале тридцатых годов в бассейне начинается промышленное освоение лесных запасов, угольных и нефтяных месторождений, что дает мощный импульс развитию речного транспорта. В 1932 году организуется самостоятельное Печорское речное пароходство, в состав которого входит служба пути и связи. Позже в составе службы образуются Верхне-Печорский, Нижне-Печорский и Усинский технические участки.

4 июля в России отмечается День работников морского и речного флота. Поздравляем работников морского и речного флота с их профессиональным днем, с их заслуженным праздником! Поздравляем всех тех, кто в море и на реке и тех, кто сейчас на суше. Хочется пожелать новых жизненных открытий, реализации планов! Ваша работа требует мужества и терпения! С праздником вас!

Иван Шамков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *