17.05.2024

Искусство быть хорошей свекровью

Каждая человеческая судьба как повесть, как написанная книга. Но у этой повести есть одна особенность: в ней нельзя заменить какую-нибудь страницу, нельзя попросить автора переписать отдельную главу. Потому что автор у этой повести – сама жизнь. Нет двух абсолютно одинаковых повестей. Каждая – уникальная, интересная и неповторимая. Есть похожие, но совершенно одинаковых не бывает.

Судьба Регины Алексеевны Соловьевой не исключение. В повести ее жизни в этом году дописана семидесятая страница, как говорится, «восьмой десяток разменяла». Но разменяла не на мелкие монеты, а на крупные купюры. Все ее прожитые годы свидетельствуют о том, что не было в ее судьбе мелких недоразумений, обид и недопониманий. А были интересные события, встречи, знакомства, настоящая любовь, любимая работа. А почему были? Они и сейчас есть. Только любви стало в разы больше: любовь к мужу умножилась на любовь к детям и внукам.

Родилась Регина Алексеевна в городке Калач-на-Дону. Чернобровая красавица-казачка, с таких бы картины писать! При рождении она была записана Натальей Владимировной Колесниковой. Но судьба распорядилась иначе. Ее родители развелись, мама вышла замуж второй раз. Отчим Натальи, литовец не только по национальности, но и по убеждениям и сути, был человеком строгих правил, очень властным. Он сразу удочерил дочь жены от первого брака. Так она стала Региной Лионгино Мичудо. Спустя некоторое время, в семье появились еще две сестрички. О своем детстве Регина Алексеевна вспоминать не любит. Ей, донской казачке, было трудно привыкать к старорежимным порядкам, установленным в семье отчимом.

Семья тогда уже жила в Воркуте. Талантливая от природы, Регина успешно окончила школу, поступила учиться в Воркутинское музыкальное училище. После окончания училища молодой специалист, преподаватель по классу фортепиано, Регина Лионгино Мичудо по распределению приехала на работу в Кожвинскую детскую музыкальную школу, где и проработала около 40 лет, до самого ее закрытия. Я помню, как на отчетных концертах Дома культуры и музыкальной школы выходили на сцену ее маленькие ученики-пианисты, садились за рояль, который почти полностью был скрыт за кулисами, и всегда где-то рядом была Регина Алексеевна, как бы перелистывая ноты, а ребятишки играли свои первые этюды. В этом было какое-то волшебство: казалось, что музыка звучит откуда-то свыше. Зрители всегда очень тепло принимали такие концертные номера, и аплодисментов они точно не жалели. Воспитанники называли своего преподавателя «Регина Алексеевна», и это отчество прочно закрепилось за ней, а как там написано в паспорте, никто того и не спрашивал.

А с фамилией тоже проблем не было: Регина вышла замуж, и стала она Соловьевой. Семья мужа была для нее самой что ни на есть родной семьей. Свекровь, Мария Петровна Соловьева, боготворила свою невестку: красавица, казачка, умница, образованная, музыкант, пианистка. Как же можно было не гордиться таким выбором сына?! Свекровь стала для Регины Алексеевны второй мамой, а для ее сыновей любящей, заботливой и понимающей бабушкой.

Сыновья выросли, теперь Регина Алексеевна сама уже свекровь и бабушка. Чтобы рассказать, какая она свекровь, достаточно привести слова, сказанные ее невесткой, женой старшего сына: «У меня тоже два сына. Значит, мне предстоит дважды стать свекровью. Я для себя давным-давно поняла, что просто обязана стать о-о-очень хорошей свекровью, любить избранниц своих сыновей, как своих родных дочерей. По-другому я просто не имею права. У меня почти 25 лет перед глазами пример самой настоящей, идеальной, любящей, понимающей, заботливой, всегда переживающей за все наши неудачи, свекрови»…

И еще такие слова о Регине Алексеевне: «Когда на свет появился наш старший сын, он, как и многие малыши, был очень беспокойным ребенком. То день с ночью путал, то зубки резались, то еще что-то… Свекровь тогда работала в две смены. Уроки в первой половине дня с детьми, которые в школе обучались во вторую смену, а после обеда уроки с теми ребятишками, кто в школе учился в первую смену. Ее рабочий день начинался в 8 часов утра, а звонок с последнего урока музыкалки был в 19.00. Вечерами она спешила на репетиции Народного вокального ансамбля «Снежана». Выходной день только в воскресенье, и то, если не было запланированных концертов. Я до сих пор не могу себе представить, откуда при таком плотном графике она брала силы, чтобы ночью еще и нянчиться с внуком? Мама грозно приказывала мне спать, сетуя на то, что ребенку нужна здоровая, бодрая мать, а сама баюкала моего сыночка, читая ему сказки Пушкина, Чуковского или напевая свиридовскую «Метель». Та же история повторилась через десять лет, когда в нашей семье появился второй сын – не менее беспокойный крикун.

Когда женился младший брат мужа, Регина Алексеевна точно так же приняла и вторую невестку. В ее огромном материнском сердце теплоты, любви, заботы, внимания, доброты и понимания хватает одинаково на всех: на сыновей, невесток и внуков. Мы всегда можем рассчитывать на нашу маму, мы все очень крепко стоим на ногах, потому что у нас есть самый надежный в мире человек: ты, наша мама. Именно с ней мы чувствуем себя спокойно и уверенно, с ней нам не страшны никакие жизненные неурядицы».

Народный вокальный коллектив «Снежана» – это еще одна светлая страница творческой судьбы Регины Алексеевны. Этому коллективу уже 49 лет. Сегодня почти во всех клубных мероприятиях на сцену непременно выходят самодеятельные артисты. Не всегда ведущие объявляют, что художественный руководитель «Снежаны» – Регина Алексеевна Соловьева, так же, как и художественный руководитель еще одного коллектива – ансамбля «Северяночка». Какая-то такая она: незаметная, но в тоже время незаменимая. Дома любимая и любящая, заботливая и понимающая. На работе – профессионально грамотная, опытная, талантливая, терпеливая, целеустремленная, творческая. Без лишней суеты и пафосных слов, без каких-то разборок, она молча и терпеливо выполняет свои обязанности на работе, ведет домашнее хозяйство и налаживает быт, помогает детям и нянчит внуков.

Есть в рассказе старшей невестки Регины Алексеевны и такие фразы: «Более шести лет тому назад моя мама перенесла инсульт, теперь она прикована к постели. Как только стало понятно, что мама самостоятельно проживать не сможет, свекровь мне сразу предложила, чтоб мою маму перевезли к ней домой. Она взяла на себя все заботы о моей маме. Мои заботы. Она в очередной раз пришла мне на помощь, взвалила на себя все проблемы ради того, чтобы мне было легче. Благодаря ей я окончила университет. Не раз слышала в адрес моей свекрови такие слова: «Регина – святая женщина». А ведь это не просто слова, это истина».

Наверное, это и есть тот фундамент, на котором воспитываются моральные семейные ценности. Это хороший праздник – День семьи, любви и верности. Семья может быть только там, где есть любовь и верность. Не слепая родительская любовь, когда дети вырастают избалованными и изнеженными, перелюбленными, требовательными и капризными. А любовь всеобъемлющая, когда вторую половинку своего ребенка не просто принимаешь в свой дом, а любишь ее так, как и своего родного, единственного и неповторимого. Когда невестка или зять о своих свекрови и теще не анекдоты рассказывают, а пишут такие трогательные, искренние, идущие от самого сердца, слова. Быть свекровью – это тоже искусство. И этому искусству можно научиться. Регина Алексеевна научилась этому у своей свекрови, Марии Петровны Соловьевой. Теперь ее невестка, Евгения Геннадьевна, учится умению быть хорошей свекровью у Регины Алексеевны. Поэтому Евгения Соловьева с гордостью говорит: «Я понимаю, что мне повезло с моей свекровью. Интересно, есть ли еще такие на свете? Надеюсь, что да. И я… я обязательно буду такой же. У меня есть пример моей замечательной свекрови, и быть в чем-то хуже, стать плохой свекровью я просто не имею права».

Старший внук Регины Алексеевны в будущем году заканчивает учебу в университете. Скоро он женится. И его жене можно позавидовать – у нее будет хорошая свекровь. Просто в этой семье все свекрови хорошие.

Виктория Мартова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *