17.05.2024

Антонов. Имя в летописи города

19 октября была годовщина со дня смерти Виктора Михайловича Антонова. Он не дожил до своего 84-летия всего несколько месяцев.

1 апреля 2020 года исполнилось 55 лет со дня официального начала работы В.М. Антонова в системе Минречфлота России и в Печорском бассейновом управлении пути (БУП), которое возглавлял с 1987-го по 2005 годы, будучи десятым его начальником. Это период, характеризующийся максимальным развитием производства и самыми критическими днями его существования в период развала СССР.

Жить, чувствовать, любить

Он родился 3 февраля 1937 года в местности Сосновая Поляна (ранее г. Урицк, ныне исторический центр в Санкт–Петербурге). Детство, как и у сверстников, закончилось с началом Великой
Отечественной войны.
В 1954 году по завершении обучения в мужской средней школе поступил на кораблестроительный факультет Ленинградского института инженеров водного транспорта (ЛИИВТ). Однако, проучившись всего один семестр, устроился на работу на судостроительный завод имени А.А. Жданова, где до ухода на фронт трудился его отец, погибший в 1944 году в боях за освобождение Эстонии. На предприятии он освоил профессию судомонтажника, проработал там до ухода в армию. Далее были 3 года службы на морском флоте.

По возвращении домой, в 1959 году, молодой человек возобновил учебу – поступил в тот же вуз, но уже на гидротехнический факультет, который, спустя шесть лет, закончил с отличием. «Профессорско-преподавательский состав института был очень сильным. Все они отдали много сил, чтобы превратить нас в настоящих специалистов-гидротехников, за что им вечная наша благодарность», — написал В.М. Антонов в автобиографической книге «Воспоминания речника – путейца». Учился с удовольствием. Экстерном сдавал экзаменационные сессии.
Студенческая жизнь не ограничивалась только учебой. С друзьями посещали театры, художественные выставки, музеи, выстаивая всю ночь в очереди, чтобы посмотреть американскую графику, первую за период «холодной войны» выставку картин Рокуэлла Кэнта. «Это было незабываемое время в преддверии «хрущевской оттепели», когда нелегально распространялся отпечатанный на пишущих машинках самиздат и было большой удачей заполучить на одну ночь «Один день Ивана Денисовича» Солженицына или «Доктора Живаго» Пастернака!»
Именно в это время навсегда он увлекся поэзией:
«Во всем мне хочется дойти
До самой сути,
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
Все время, схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать,
чувствовать, любить,
Свершать открытья».
М. Цветаева, Б. Окуджава, В. Высоцкий, А. Блок, В. Маяковский – поэты, стихи которых он знал наизусть. Поэзия бардов-шестидесятников – К. Городницкого, Ю. Визбора, А. Галича и других – увлекала своими песнями, как и всю студенческую молодежь того времени. Свои поэтические увлечения Виктор Михайлович оценит так: «Я понял, что поэзия в литературе, – это высшая математика выражения человеческих чувств, и тот, кто ее не знает, обкрадывает самого себя».
Читать научился с 4-х лет и всю жизнь читал все подряд. Еще в начальной школе прочитал «Королеву Марго», «Тихий Дон». Обнаружив среди книг отца собрание сочинений французского философа Дени Дидро, заинтересовался философией, познакомился с основным трудом Ницше «Так говорил Заратустра», но более понятными были произведения Ф. Достоевского, которые он перечитал все и приобрел полное собрание сочинений.
Из серьезной литературы в прозе привлекала историческая и мемуарная литература, в том числе «История государства Российского» Карамзина, «Житие протопопа Аввакума, писанное им самим», «Сравнительные жизнеописания Плутарха», «Жизнь 12 Цезарей» Светония, «Аналлы» Тацита, «История Рима со дня его основания» Тита Ливия, «Опыты» Монтеня, мемуары Наполеона и других военачальников, которые он всегда старался приобрести.
«Мемуарная литература привлекала меня тем, что отражала реальные события, мысли и поступки реальных, а не выдуманных людей, что само по себе гораздо интереснее». Ему непременно хотелось вникнуть в суть понятий «сверхчеловек», гегелевский переход «количества в качество» и т.п.
Любил Виктор Михайлович декламировать стихи, наизусть цитировать полюбившиеся отрывки из произведений. Широко и от души исполнял романсы и народные песни, серьезно увлекался фотографией, создавал масштабные модели судов и парусников, которых собрал целую коллекцию.

Печора определила судьбу

Большую роль в подготовке специалистов играли производственные практики, кураторами которых был профессорско-преподавательский состав института. Особенно памятной была практика после первого курса – геодезическая на реке Луге, когда каждый студент должен был научиться сделать замеры на каждом приборе в реальных полевых, а не в лабораторных условиях. Работа отнимала много времени, требовалось терпение, чем достигалась точность измерений, а это не всем удавалось. «Каждый должен не только знать, как брать углы, но и уметь это делать», – напутствовал преподаватель. «Так я на всю жизнь запомнил разницу между понятиями «знать» и «уметь», – вспоминал Антонов.
На Рыбинском водохранилище проходила практика на земснарядах, где целую смену работал рычагами на плавучем экскаваторе, – «…прямо скажем, это была работа не из легких». На Волго-Балтийском канале прошла строительная практика – рыли котлованы под шлюзы. На Шекснинской ГЭС трудился арматурщиком. После пятого курса была преддипломная практика на реке Печоре.
«Я не помню, почему был направлен на Печору, определившую мою дальнейшую судьбу на долгие годы, однако запомнил первое впечатление от вида города Печоры с борта самолета, на котором я прилетел на практику.

Вид маленького захолустного деревянного городка являл резкий контраст только что оставленному мной громадному Питеру, а потому внушал снисходительное отношение к нему.
Я помню, что впечатление не покидало меня долгие годы, когда я прилетал сюда после пребывания в Питере, однако оно пропадало сразу же, как только ступал на землю Печоры.

Здесь я был дома, а в Питере уже в гостях, и люди, живущие здесь, стали не менее, а может быть, и более значимы для меня».
Студент 5 курса Антонов был направлен руководить путевыми работами на реке Ижме, где на участке с. Ижмы – устье, со следующего года планировалось поддержание гарантированных габаритов пути. Предварительно ознакомившись с участком, практикант пришел к выводу, что без закрепления трассы выправительными сооружениями будет не обойтись, а потому запроектировал на перекате Ворга с тяжелыми грунтами отсыпку поперечных полузапруд лонгкулуарным земснарядом, а на песчаном Лямчинском – продольную струенаправляющую дамбу длиной более километра. «Решив, что мои решения нужно согласовывать с руководством, я показал плановые материалы главному инженеру, который, не желая брать на себя ответственность, сказал: «Виктор Михайлович, вас учили, и вы сами должны принимать решение». В дальнейшем все решения по путевым работам он принимал самостоятельно.

Инженер с большой буквы

Так, благодаря целеустремленности и упорству, толковым преподавателям, прилежной учебе, качественной и разносторонней производственной практике он становился настоящим профессионалом, инженером с большой буквы.
Трудовую деятельность Антонов В.М. начал в качестве инженера гидротехника в Печорском бассейновом управлении пути (БУП) п. Щельяюр. Энергичность, организаторские и творческие способности обусловили быстрый карьерный рост. С 1965 года он занимал должность прораба, старшего прораба и главного инженера Нижне-Печорского техучастка. В 1968 году его назначили главным инженером Верхне-Печорского техучастка, в 1969 году – начальником Службы пути, в 1970 году – главным инженером Печорского БУП.
Но есть эпизод, связанный с Москвой, в послужном списке речника Антонова. С 1972 года он трудился главным специалистом по дноуглубительным работам в Главводпути Министерства речного флота (МРФ) РСФСР. Во время служебных командировок он знакомился с организацией и местными условиями производства работ и приобретал знания, необходимые для правильной оценки ситуации в бассейнах. Проблемы оказались общими для всех. Узнал наиболее сложные для судоходства участки. Сведения о работе дноуглубительной техники в министерство не направлялись, соответственно в период паводков на реках ситуация в целом не контролировалась, не прогнозировалась, и своевременная помощь в экстремальной ситуации не могла быть оказана. Управления в регионах «варились в собственном соку». Виктор Михайлович создал единую для всех БУП форму анализа работы дноуглубительного флота, разбив его по проектам, что позволило сравнивать результаты работы земснарядов разных проектов в каждом бассейне и однотипных в разных бассейнах. В совокупности с обязанностью распределения флота по решению коллегии МРФ, строящегося на предприятиях Главводпути, им была создана система для возможности управления отраслью и оперативного реагирования в случае природных катаклизмов на реках страны.

Опыт управленца

В 1975 году, по семейным обстоятельствам, он вернулся на работу в Печорский БУП на должность начальника Службы пути. Но уже с опытом управленца, профессиональными связями, так и оставшись «птицей высокого полета» с масштабным мышлением и своим мнением, которое всегда был готов отстаивать до конца.
1975 – 1991 годы были периодом активного развития нефтегазовой отрасли Коми и, как следствие, увеличения объема перевозок грузов в Печорском бассейне с 3 до 7 млн тонн. Путейцы достойно выполняли обязанности по обеспечению безопасного движения флота в течение всей навигации, по необходимости увеличивая гарантированные габариты и продляя судоходный сезон.

В 1986 году была успешно реализована программа по увеличению гарантированной глубины судового хода на реках Печора и Уса. В целом деятельность по коренному улучшению путевых условий составляла около 40% всех работ, особое внимание уделялось строительству выправительных сооружений.
Эффективное функционирование технического флота, в частности, землечерпательного, достигалось за счет проведения модернизационных мероприятий, инициатором которых выступал В.М. Антонов. При обработке каменистых перекатов применялись земснаряды пр. Р-010 с грунтозаборными экранами, землесосы с гидроразрыхлителями и принудительным подводом грунта; широко использовались методы «сквозной траншеи», «сериями сверху вниз». Производственные операции осуществлялись без остановки машин, практиковалась механизированная перекладка якорей с помощью усовершенствованных мотозавозней пр.946.
А деятельность Антонова по модернизации наконечников на землесосах различных проектов была отдельным направлением исследований, которое сегодня продолжают его последователи в северных регионах страны.

Виктору Михайловичу принадлежала еще одна оригинальная идея – разработка безъякорного землесоса на базе катамарана – земснаряды пр.324, попарно объединённые в одну машину, обслуживавшуюся сокращенной командой землесоса.
Чтобы эскизный проект превратить в рабочие чертежи, по которым можно было изготовлять конструкции, требовалась группа специалистов, так как их надо сначала рассчитать на действующие нагрузки, потом вычерчивать и затем конструировать. Коллеги рассказывают, что руководитель Антонов В.М. не любил длительных рабочих совещаний и планерок — ценил время своё и других, поэтому разговор ограничивался отчётами начальников служб и раздачей заданий. Но любил много времени проводить за чертежами, проектировал, рассчитывал один, выполняя работу целого КБ.
Испытания модернизированной техники проводили у себя на предприятии под руководством В.М. Антонова с участием технических бригад, в которые входили люди рабочих профессий: бульдозеристы, крановщики плавкранов. Он всегда ценил профессионалов и «любовался их работой».

Личность известная и авторитетная

Семидесятые годы были временем, когда в международном журнале «Речной транспорт» (центральный печатный орган отрасли речного транспорта) широко обсуждались вопросы теории и практики путевых работ и на его страницах возникали научные споры. Виктор Михайлович активно принимал в них участие, иногда не соглашаясь с мнением автора, но возражал аргументировано, убедительно. Сам публиковал статьи, которые также вызывали дискуссию.
Он много читал производственной литературы, выписывал профессиональные журналы «Гидрология», «Водные пути», следил за новыми научно-техническими изобретениями, изучал и ценил опыт предшествующих начальников службы и управления.
В то время в Печорском БУП проводились конференции научно-технического общества (НТО), где пропагандировались новейшие разработки в области производства путевых работ и подсобно-вспомогательной деятельности, которые внедрялись в производство.
Наставником студента Антонова в ЛИИВТ был профессор Кирилл Владимирович Гришанин, гидротехник с мировым именем, который гордился своим учеником, ценил его мнение, а впоследствии плодотворно сотрудничал с ним уже как с коллегой, направляя ему работы аспирантов для рецензирования. Много позже в Санкт-Петербургском государственном университете морского и речного транспорта имени адмирала С.О. Макарова (так переименован бывший ЛИИВТ) в память о большом ученом, были учреждены Гришанинские чтения, на которые в 2016 году Виктор Михайлович был приглашен выступить с докладом. По приезде с научно-практической конференции он с воодушевлением рассказывал о встречах с ведущими светилами от науки известных вузов страны, коллегами из других регионов, которые были знакомы с его статьями, что говорит о том, что Антонов в научных кругах – личность известная и авторитетная.

Все для коллектива

Природные катаклизмы влияли на деятельность речных путейцев, проверяя на прочность Печорское управление, а его руководителя – на квалификацию. Примером тому являются разрушительные паводки на Печоре в 1979 и 2003 годах, раннее ледообразование, воздушные стихии в виде урагана и смерча в районе поселка Путеец. «Но эти испытания лишь закаляли нас…», – вспоминал Виктор Михайлович. Вместо разрушенных хилых дамбочек, ветхих строений строились надежные ледозащитные дамбы, возводились мощные производственные цеха.
Главной задачей управления в социальной сфере оставалось обеспечение работников благоустроенным жильем по установленным нормам, а в очереди на улучшение жилищных условий стояли более 250 человек или больше 25% от общей численности работников. Объемы подрядных работ на жилищное строительство были минимальными, поэтому управление вело жилищное строительство в основном хозяйственным способом.
Между тем перестройка набирала обороты, страна переходила на рыночную экономику, и резко сокращалось бюджетное финансирование водных путей. Тем не менее, возведение жилья хозспособом продолжалось за счет собственных доходов предприятия: из введенных в действие с 1987 года 11 тыс. кв. метров площадей, после 1991 года было сдано 6,7 тыс. кв. метров. Полностью застроен пос. Путеец.

Непопулярные меры

В период финансового дефицита руководитель В.М. Антонов вынужден был принимать непопулярные меры. Сокращая штатную численность сотрудников, уменьшая объемы путевых работ до минимально допустимых, он должен был обеспечить надлежащее судоходство. Ликвидировались все районы водных путей, а их хозяйственные и управленческие функции были переданы головному Управлению, располагающемуся в СРМ «Путеец». К сожалению, было принято решение кардинально сократить технический парк флота и рабочие бригады. Весь жилой фонд и объекты социальной сферы были сняты с баланса БУП и переданы в муниципальную собственность.
В сложных условиях реформ благодаря рациональному подходу ФБУ «Администрация «Печораводпуть»» (нынешнее название Печорского БУП) сумело сохранить основу коллектива путейцев и обеспечить поддержание требуемых габаритов пути.
В феврале 2005 года Виктору Михайловичу исполнилось 68 лет, истек срок контракта с Росморречфлотом. Он старше всех руководителей управлений водными путями страны, а Министерством взят курс на омоложение кадров.

Пример для молодых

Переход на должность главного специалиста по путевым работам для Антонова не был неожиданностью, просто он не мыслил себя вне предприятия и без любимой работы. 15 лет, до конца жизни, Виктор Михайлович трудился в этой должности, на предприятии, где 18 лет был руководителем!
Период работы главным специалистом для него тоже был важным и прекрасным временем – он работал, по его словам, «с талантливым молодым поколением», уделял, как и прежде, большое внимание анализу русловых процессов, при производстве путевых работ принимались обоснованно правильные решения. В.М. Антонов был талантливым педагогом, внесшим большой личный вклад в подготовку и воспитание молодых специалистов для отрасли.
Он не занимался преподавательской деятельностью, лишь однажды (по производственной необходимости) на модернизированной технике – после этого учебного эпизода в коллективе с гордостью говорили: «Я ученик Антонова»!
За многолетний добросовестный труд на речном транспорте он удостоился множества наград всех уровней. Наиболее значимые из них: звание «Заслуженный работник Российской Федерации и Республики Коми»; нагрудные знаки «Почетный работник речного флота России», «Почетный работник транспорта России»; медалей «За заслуги в развитии транспортного комплекса России», «За славную службу на флоте»; памятных и юбилейных знаков «300 лет Российскому флоту», «В память 200-летия Управления водными и сухопутными сообщениями», «10 лет Росморречфлоту», «95 лет Республике Коми».
Виктору Михайловичу неоднократно поступали предложения сменить место работы в вышестоящие организации, в том числе исполнительные и партийные, но он отказывался. «Административная деятельность меня не прельщала, а моя работа устраивала, поскольку была творческой». По долгу службы соприкасался с руководителями властных и партийных органов республики и муниципалитета, но не был в политике, а остался верен профессии!

Семья – надежная опора

Рассказывая об Антонове, было бы несправедливым не сказать о его семье, которая на протяжении всей жизни была ему надежной опорой. Нина Валентиновна Антонова, жена, в девичестве Алакаева из фамильной династии речников-путейцев Алакаевых, общий стаж службы на водном транспорте которых – 357 лет. Дед – Павел Иванович Алакаев, основатель династии, всю жизнь плавал на земснаряде помощником механика. Отец – Валентин Павлович Алакаев, окончил школу комсостава, десятки лет на разных должностях обеспечивал работу механизмов на речном транспорте. Родные и двоюродные братья тоже речники.
Много испытаний пришлось пережить маме, Агафье Кузьминичне Алакаевой. Она из семьи воронежских крестьян, высланных на Печору в годы раскулачивания. В 1937 году ей было 14 лет, когда их доставили в Троицко-Печорск. Оттуда вместе с другими обездоленными были этапированы в пос. Канин. Уже будучи в преклонном возрасте, она рассказывала, как в лютые морозы голодные, истощенные, кто на подводах, кто пешком двигались люди по тайге вдоль реки Печоры. Многие погибли в дороге.

Тяжелые лишения вынуждали выполнять любую работу: в плавательный сезон она работала помощником кочегара на пароходе. Замуж вышла в Печоре, родила и воспитала четверых детей, потом помогала растить внуков и правнуков. Закалка дала ей долгую жизнь, которая прошла в любви и заботе дочери и зятя Антоновых. Она покинула этот мир на 94-ом году.
Михаил Викторович Антонов – сын, окончил Московскую государственную академию водного транспорта, Елена Викторовна Котлярова – дочь, с отличием окончила Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций. К концу 90-х годов эти молодые специалисты в трудные годы перестройки поддержали отца, работая в БУПе некоторое время. С их участием была завершена полная компьютеризация Управления, изыскивались возможности экономии, извлечение прибылей и финансирования для функционирования предприятия.

Нина Валентиновна Антонова окончила ЛИИВТ в 1975 году, тот же гидрофак, что и Виктор Михайлович, поступила на работу в Печорский БУП, где трудится по сей день в службе дипломирования и квалификации. Ее послужной список также позволяет утверждать о высоком профессионализме Нины Валентиновны: отдел новой техники и рационализации, гидрографическая партия, отдел лицензирования, служба надзора в системе транспорта. Муж–руководитель наградами не баловал. Но она – Отличник речного флота России и Ветеран труда, а еще была очень грамотной и корректной коллегой, умной и любимой женой. Сейчас мама двоих взрослых детей и бабушка пятерых внуков.
Антоновы прожили и проработали вместе 46 лет.

«Пускай моя любовь, как мир стара, лишь ей одной служил и доверялся», – борясь с недугом, цитировал Виктор Михайлович эти поэтические строки. Как оказалось, признаваясь в любви к своей жене, завершил он свой земной путь.
Печора – город с богатым историческим наследием, город речников и железнодорожников, энергетиков и геологов рос и развивался как один из ведущих экономических и культурных центров республики. Таким его делали хорошо подготовленные специалисты, талантливые и ответственные руководители советской эпохи. Одним из них был Виктор Михайлович Антонов, который ушел последним из когорты управленцев Печорским речным транспортом и водными путями. Его имя навсегда останется в летописи нашего города и речной отрасли России.

Светлана Терентьева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *