17.05.2024

«Мир, новых красок полный, Я, быть может, обрету»*

Уроженец Печоры Иван Викторович Сиренев сегодня работает телеоператором на канале «НТВ». Свою карьеру начинал в родном городе, трудился в газете «Печорское время» и в телерадиокомпании «Волна». До сих пор благодарит своих наставников за опыт, который у них перенял. Совсем недавно он приезжал на родину поздравить с юбилеем отца. Журналист Алена Лель встретилась с Иваном.

Печорец появился на свет в Гусь-Хрустальном, когда родители находились там в поездке. Вернувшись в родной город, зарегистрировали Ванюшу. Учился в школе № 9, после окончания – в ПРУ по специальности «Бухгалтерский учет». Проявлял интерес к стихам и прозе. Сейчас он вспоминает:
«В 90-х в бухгалтерию, где я работал, как раз купили компьютеры. Я стал осваивать графический редактор, а чтобы набраться опыта, взялся за сборник анекдотов, который назвал «Спасательный плотик». Выпускал еженедельно, поднимал читателям настроение.

В то время из-за длительных задержек заработной платы учителям определили в городе два магазина, где они могли брать продукты, а расплачиваться с получки. Но продукты в этих магазинах были намного дороже, чем в обычных, и учителям приходилось переплачивать. Меня переполняло возмущение. Я распечатал листовки с обращением «Учитель, это я, твой внутренний голос, смотри, как с тобой обращаются…» и снова подписался «Спасательный Плотик». Проехал по школам, развесил листовки. И… меня вызвали к начальнику управления образования. По городу информация разлетелась мгновенно, и ситуацией заинтересовалась главный редактор «Ленинца» Людмила Владимировна Покаместова. Она со мной поговорила, сделала материал об этом и предложила поработать. Я взял все отгулы, какие были, отработал две недели, и меня пригласили в штат.

Работал репортером, до обеда бегал за новостями, а с обеда выдавал их в номер. После армии снова вернулся в газету, и меня заинтересовала верстка. Начальник компьютерного отдела Сергей Иванович Гаевой стал моим наставником. Я очень горд, что учился у него и в хорошем смысле в советской газете прошел классическую школу верстки. Сейчас частенько беру современную газету и откладываю, понимая, что с версткой там беда».
Так Иван проработал около трех лет. В то время в Печоре открылась еще одна газета – «Волна», а спецов по верстке в маленьком городке почти не было. Сиренев ушел туда, стал делать газету и снимать для телевидения, монтировал, режиссировал, продюсировал, даже озвучивал сюжеты, только вот в кадре не стоял. Три года трудился и там, получил опыт работы на телевидении, и в один момент ему показалось, что перерос – так попал в Сыктывкар.
«В столице региона на телевидение, в КРТК, меня не взяли, сказали мест нет, – продолжает наш собеседник. – И тут снова низкий поклон «Ленинцу» («Печорскому времени») за опыт: в «Красном знамени» мне дали сделать полосу и были готовы сразу взять в штат. Но появилась вакансия на ТВ, я пошел туда. Снова в погоне за профессиональным ростом через несколько лет попал в Москву, оказался на НТВ».

– НТВ – серьезный канал, был ли страх или интерес показать себя на нем, доказать что можете?
– Дикий страх. Я чувствовал себя подкованным во многих вопросах, думал, что умею делать какие-
то вещи лучше других. А пришел в большой коллектив мастеров с огромным опытом и понял, что нужно учиться и учиться.
– Какая была ваша первая съемка?
– Для программы «Утро» мы делали сюжет по производству косметики. Ощущение страха осталось до сих пор. Но я благодарен своему коллеге звукооператору Ивану Никонову, с которым вместе снимал сюжет, за то, что он мне подсказал специфику съемки. Он не первый раз делал сюжеты для утренней передачи и знал некоторые тонкости. Так потихонечку втянулся и я.
– Сколько уже работаете на НТВ? Кого из известных людей снимали?
– Работаю 15 лет. С узнаваемыми людьми сталкиваюсь постоянно в процессе подготовки и съемки сюжетов. Порой объясняю, как лучше встать, куда посмотреть.
Но, наверное, наибольшую ценность для меня представляет случайная встреча в лифте, в Останкино, с Дроздовым. В лифт мы зашли вместе с толпой сотрудников на 1 этаже, он стоял рядом. Мне надо было, как и многим, на 8 этаж, где располагаются некоторые студии нашего канала. А мне неудобно с Дроздовым при людях заговорить, но очень хочется. И тут – 8 этаж, надо выходить, я дождался, пока все выйдут, и поехал с известным ведущим дальше. И пока один этаж мы ехали вдвоем, я успел его поблагодарить, мол, Николай Николаевич, спасибо большое за программу, я вырос на ней, столько всего узнал. Он засмущался, порозовел и сказал, что передачу делал не один, и, увидев мой бейджик оператора, сказал, что вот с такими операторами, как вы, и работал над программой. Он мне пожал руку, и я был очень рад этой встрече.
Действительно, первое время мне было очень интересно знакомиться с известными людьми, встречать их в буфете Останкино, фотографироваться с ними. А потом прошло время, и я понял, что они такие же люди, как и мы с вами, просто их узнают. И отпало желание автографы просить. А вот Илья Резник произвел большое впечатление. И то, что он оставил свой автограф, мне очень дорого и приятно.
– На НТВ есть свои традиционные передачи. Что именно вы снимаете?
– Это очень большая компания, и в ней трудится множество людей. Например, студийных операторов я даже не знаю. Студийные операторы – это те, которые работают в студии, например, снимают новости, новогодние огоньки. Я был в новостной студии два раза, один – по своим делам, второй – когда договаривался организовать там экскурсию для старшеклассников из Сыктывкара.
Есть также на канале так называемый ТЖК (телевизионный журналистский комплект), в нем вместе со мной числятся 90 операторов, которые работают для всех программ. Но существует и определенное деление. Кто-то снимает новостные сюжеты, кто-то чрезвычайные происшествия и т. д. Я одно время работал для таких программ, как «Максимум» и «Русские сенсации», немного для новостей снимал. И опять же помог фундамент, заложенный Печорой, у меня получалось не только снимать, но и заниматься постановкой и режиссурой.
Как-то попал на «Квартирный вопрос». В этой передаче как раз приходится выполнять обязанности режиссера-постановщика, у меня получилось, меня заметили. И сейчас тружусь в основном над передачами «Квартирный вопрос» и «Дачный ответ».
– Приходилось ездить в командировки, где уже смогли побывать?
– За границей был пару раз. В Белграде мне понравилось, как там к русским относятся, очень дружелюбно. А какой красивый Белград! В Китай поездка тоже была очень увлекательной. Мы оказались без переводчика в небольшом городке, где по-русски никто не говорит, пришлось на пальцах общаться. Но там я первый раз почувствовал себя негром в советское время. Когда я ребенком ездил в Москву и видел чернокожего, у меня было такое удивление: о, негр! В одной из провинций Китая с 250 тысячами населения на меня реагировали точно так же, дети показывали пальцем и удивленно говорили что-то по-своему, наверное: о, белый!
По России тоже поездил, в основном в направлении Восток-Запад. Был во Владивостоке, в Калининграде. А вот севернее не посылали, а так хотелось в родной край наведаться!
– В Москве знают город Печору?
– Я обычно объясняю так: Воркуту знаете? Так вот, Печора рядом.
– Нравится вам ваша работа? Кого можете поблагодарить за поддержку во всех ваших начинаниях?
– Мне очень нравится моя работа. В отпуске скучаю по съемкам, во всем начинаю видеть хороший кадр!
Обязан ростом и движением в этом мире своей семье, в которой родился, а также первой и второй супругам.
С Наташей мы уже живем 15 лет. Она как жена декабриста терпит мои передвижения по стране.
И познакомился-то я с ней, будучи в командировке в Пензе. Тогда там, в октябре 2007 года 35 человек одной религиозной группы ушли в подземелье, где ожидали конца света, который, по их мнению, должен был произойти в 2012 году в результате падения на землю кометы «Армагеддон». В мае 2008 все, кроме двух умерших, вышли на поверхность земли.
Вот эти события я и отправился снимать. И у меня случились почечные колики, я попал в больницу. Привезли ночью, места в хирургии не было, я попал в терапию, в наркологическую палату. А утром Наташа приходит на смену, и ей говорят, мол, у нас лежит корреспондент и ему нужно место получше, сходи, забери. Она заходит в палату и говорит: «Здравствуйте, кто хирургический больной?» И этот момент мы считаем нашей первой встречей. У нее было совершенно серьезное лицо, ей было все равно, журналист или нет, она пришла за хирургическим больным. А я увидел ее, и все вокруг заиграло красками.
Выписавшись, купил микроволновку и приехал с этим подарком в отделение, в надежде опять встретиться с медсестричкой, а оказалось, не ее смена. Через два месяца нас опять направили в Пензу. Я вспомнил про Наташу, принес конфеты с запиской, где указал свой телефон. Она отправила СМС – спасибо. Начали переписываться, потом встретились, погуляли, была весна, и я собирал для нее подснежники. Все это вылилось в совместную жизнь.
– Расскажите о семье, в которой вы родились.
– Мама Любовь Федоровна Сиренева, секретарь школы № 9. Много лет отработала в одной организации, я горжусь, что в школе ее ценят. Вырастила троих детей, увлекающаяся натура, любит заниматься алмазной мозаикой, собирает коллекцию кукол.
Папа Виктор Иванович, трудяга, бульдозерист, 30 лет проработал на ГРЭС. В музее была выставлена его комсомольская путевка на строительство ГРЭС, он был в первых рядах. Кстати, некоторые считают, что первые строители приехали в 1979-м, но стройка к этому году уже шла вовсю, папа прибыл в феврале 1974-го. Отец тоже пример для меня.
Сестра Марина Викторовна Кафаджи, генеральный директор АО «Печорский судостроительный завод», имеет три высших образования, начинала с бухучета в ПРУ, как и я, потом заочно получила юридическое и экономическое образование, а недавно еще и управленческое. Из нас всех она самая дипломированная. Еще одна сестренка Наталья Викторовна Сиренева, врач, я ею больше всех горжусь, она выбрала профессию очень непростую. Работает в ЦРБ травматологом, пишет стихи.
Сейчас в Печору мы приехали на 70-летний юбилей папы. Собрались всей семьей, смотрели старые фотографии, отец всегда сам снимал, сам проявлял, сам печатал. Когда я был маленький, интересовался этим процессом, для меня было волшебством, когда в проявителе появлялась картинка на листочке. Может, у меня интерес к съемке от него. Спасибо за все родной Печоре и моей семье!

* «На маленьком плоту, Лишь в дом проникнет полночь,
Мир, новых красок полный, Я, быть может, обрету…»
(Юрий Лоза, «Плот»)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *