17.05.2024

Мир танца и экспрессии

Свободных мест в зрительном зале Дома культуры поселка Кожвы в субботний день, 4 июня, практически не было, проще сказать «полный аншлаг» – собрались все, от мала до велика. Это не заезженная фраза, правда, самого юного зрителя папа принес в автомобильном детском кресле. Как-никак, а событие в культурной жизни поселка значимое – здесь проходил первый отчетный концерт Дома танца «Баунти».

Юные танцоры показали зрителям свои лучшие танцевальные композиции, которые они разучили за полтора года своего существования. Именно столько прошло с момента создания царства Терпсихоры в небольшом таежном поселке, где за это время танцами «заболели» ребятишки из поселков Кожва, Изъяю, Озерный и Набережный. Три возрастные группы: старшая, от 12 до 17 лет – 14 девушек; средняя, от 7 до 11 лет – 14 девчонок; и младшая, от 4 до 6 лет – 17 ребятишек, в том числе три мальчика. В общей сложности 45 начинающих танцоров.

Может, и не начинающих: некоторые ребята старшей группы занимались в танцевальных кружках при поселковых ДК, но «Баунти» – немножко другой стиль и отличительные от более привычного зрителю народного танца направления. Здесь, по-моему, соединение современного, эстрадного и акробатического танца с элементами гимнастики: музыка, ритм и экспрессия.

Возможно, кто-то смотрел ежегодные шоу-программы на «Танцы на ТНТ», то здесь нечто подобное. Такой молодежный драйв и позитив, в котором купаются танцоры всех возрастных групп. Они не просто повторяют заученные на репетициях в определенной последовательности движения. Ребята танцуют с огромнейшим удовольствием, при этом стараются подарить своим танцем радость всем зрителям. А зритель у юных танцоров самый доброжелательный, нежный, искренний, любящий, терпеливый и благодарный – это мамы, папы, бабушки, дедушки, братишки, сестрички и другая родня.

Основатель Дома танца Елизавета Александровна Куприкова создала его в январе 2021 года практически с нуля. С того времени прошло каких-то 17 месяцев, и сегодня в копилке коллектива 21 танцевальный номер. Немножко неудачное слово «руководитель». Руководитель – это если есть кем руководить. А Елизавета Александровна сама себе руководитель – больше сотрудников в Доме танца нет. Она тренер, хореограф, постановщик, режиссер, балетмейстер, костюмер… Кроме того, попутно приходится решать все хозяйственные вопросы и не забывать при этом, что дома муж и маленький ребенок. Она порой сама не знает, как все это успеть и где брать силы. Главное, что творческих идей и задумок у нее хватает. За исключением одного танца, все остальные 20 номеров она сама придумала, сама поставила, чтобы это был не набор отдельных гимнастических и акробатических элементов, а чтобы получился красивый танец, где есть определенные связки, логическая последовательность и сюжет.

Ребята не просто танцуют, они каждым номером «рассказывают» интересную историю, где есть начало, показана динамика событий и в конце красивая точка, которая взрывается громом аплодисментов и возгласами зрительного зала «Браво! Молодцы!» А сколько нужно терпения, умения, старания, настойчивости и любви, чтобы всему придуманному научить каждого маленького танцора. С воспитанниками постарше работать легче, многое они умеют, а значит, отдельные элементы из ранее выученных танцев можно включать в новые композиции.

Для Елизаветы Александровны танцы стали в дошкольном детстве одним из занятий в поселковом детском саду, где Светлана Александровна Ищенко учила малышей водить хороводы, разучивала с ними танцы к каждому празднику. Потом маленькая Лиза пришла в Дом культуры поселка Озерный, где ее бабушка Анна Николаевна Баранова долгие годы работала заведующей ДК. Лиза стала заниматься в хореографическом коллективе «Радуга», художественным руководителем которого была и сегодня остается Светлана Александровна Ищенко. Елизавета Александровна искренне говорит, что первым танцевальным движениям ее научила именно Светлана Александровна, поэтому ее и считает Лиза первым учителем по танцам.

Потом были другие учителя. В 10 лет бабушка отвезла Лизу в Сыктывкар, где девочка жила в интернате и училась в Гимназии искусств при Главе Республики Коми, отделение хореография, направления классический танец и балет. Значимыми событиями были поездка в Тунис и участие в Международном фестивале-конкурсе, а также выступления на сцене республиканского театра оперы и балета в спектаклях «Яг Морт» и «Спящая красавица».

Дальше пересказывать автобиографию неинтересно. Просто три года тому назад Елизавета Александровна поехала в танцевальный лагерь «PROтанцы» в Сочи, где под патронажем программы «Танцы на ТНТ» проходили мастер-классы и встречи с победителями и призерами этой шоу-программы. Мастер-классы давал сам Мигель, неизменный член жюри конкурса. На площадке лагеря работали также хореографы из других стран мира, в том числе из Африки. Новые стили хип-хоп, модерн, авторская хореография, контемп, POPPING, о которых Лиза слышала раньше, оказались вполне доступными, и она взяла их на вооружение.

А дальше удачно подобранная музыка, интересная идея, логическое построение композиции – танец почти готов. Начинается ежедневная рутинная работа, чтобы донести свою задумку до каждого маленького танцора, научить ребятишек тому, что умеет она сама. При поступлении в «Баунти» дети проходят какой-то отбор? Отнюдь, двери открыты для каждого желающего. «Беру всех подряд. Уверена, что результата добьются все. Просто с некоторыми ребятишками придется побольше поработать», – отмечает Елизавета.

Есть девочки, с которыми Елизавета Александровна ставит сольные номера, такие как «Царевна Забава», «Круги на воде», «Поверь в меня», композиции в исполнении трио танцоров «Дочки-матери». Не потому, что эти девочки особо талантливые. Просто у них самих особое отношение к танцу, для них коллективных занятий мало, им хочется танцевать еще и еще.

Я спросила у Елизаветы Александровны о режиме ее работы. Она только улыбнулась и сказала: «Выходной у меня один, а так с утра до вечера я на работе». Еще успевает три раза в неделю ездить в Печору, где открыт филиал Дома танца. Буквально все ребятишки, включая городских, выступили на отчетном концерте. Понимаете, о танцах нельзя рассказать словами – танец надо смотреть. А уж если рассказывать, то о каждой композиции отдельно, потому что уровень подготовки каждого номера достоин столичных площадок.

Танцоры «Баунти» стали непременными участниками всех концертов, которые проходят в поселковом ДК. Весной этого года ребята принимали участие в фестивалях-конкурсах «Ярмарка талантов» и «Планета детства», где в каждой заявленной возрастной группе завоевали дипломы I степени.

Творческое сотрудничество со Студией эстрадного вокала «Апельсин» – еще одна сторона творчества Дома танца. Совместные песенно-танцевальные композиции, которые называют модным словом «подтанцовка», служат украшением любого концерта, это хороший опыт сценических выступлений для вокалистов и танцоров. Кроме того, в концертах вокалистов в программу органично вплетаются красивые хореографические композиции. И наоборот: пока танцоры переодеваются в новые костюмы, перед зрителями выступают солисты «Апельсина».

Еще одна грань творчества «Баунти» – мастер-классы. Елизавета Александровна приглашала опытных хореографов из Сыктывкара, Кирова и Москвы, которые по три-пять дней занимаются с разными возрастными группами коллектива, и это очень хорошая форма работы, так сказать, «других посмотреть». Сама она ездила со своими девочками в Инту, где они давали мастер-классы. Кроме того, она постоянно повышает свое профессиональное мастерство. Благо, сейчас для этого есть возможность. Это так называемые онлайн-семинары и курсы на сайтах Интернета, где всегда можно почерпнуть новые, интересные и приемлемые идеи.

Завершился второй творческий сезон. В коллективе есть одна выпускница. Дарья Булдихина танцевала в «Баунти» с момента его открытия, но в этом году она заканчивает школу и поедет учиться в другой регион. Благодарность родителям за воспитание дочки, диплом выпускнице, море поздравлений в ее адрес, и слезы на глазах тренера – расставаться всегда грустно…

Подарки в этот день были всем: артистам, маленьким и подросшим, самой Елизавете Александровне. Самые теплые слова благодарности – родителям. Без их понимания, терпения, помощи и поддержки не было бы такого замечательного праздника. Не было бы его без современного Дома культуры с шикарной сценой, танцевать на которой – одно удовольствие, ведущего – голоса за кадром, который два с половиной часа уверенно прокладывал путь в Галактике искусства мимо Туманности Андромеды на танцевальную планету «Баунти», где и проходило все это волшебство. И, конечно, не было бы этого праздника без зрителей. Им особая благодарность за теплый прием, бурные аплодисменты и высокую оценку работы, проделанной юными танцорами.

Меняются времена, меняются стили и направления танца. И, наверное, держаться за традиционный народный танец – время не то. Коллектив работает на зрителя, а зритель у нас требовательный и современный. Поэтому и направления новые, и костюмы стильные и роскошные, сшитые на заказ по индивидуальным меркам, яркие и красочные, к каждому номеру, и музыкальное сопровождение соответствующее.

Праздник завершился, но музыка в душе каждого зрителя, отдельные концертные номера, маленькие особо яркие фрагменты постановок останутся еще надолго.

Жанна Моргун

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *