17.05.2024

Что делать, если твои права в сфере ЖКХ нарушают?

Как осуществляется защита прав потребителей в сфере ЖКХ и что делать, если твои права нарушают? Эти и другие вопросы обсуждались во время прямой линии со старшим помощником Печорского межрайонного прокурора Антониной Юрьевной Бельской в Общественной приемной главы Республики Коми.

Стоит начать с того, что поставкой коммунальных услуг жильцам многоквартирных домов занимаются частные фирмы, которые не всегда выполняют свои обязанности в полном объемк, прописанном в договоре. Чтобы уберечь себя и противостоять нарушению собственных прав, необходимо знать, на какие законы стоит опираться и в какие органы следует обращаться.

Основной базой в сфере прав потребителя коммунальных услуг считается 161 статья Жилищного кодекса, которая устанавливает основные правила управления МКД. Исходя из того, какие обязанности несет управляющая компания, мы можем определить, какими правами наделены ее клиенты.

Также помочь в решении проблемы могут правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (постановление Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170), правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491), минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД (постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290), которые дополняют Жилищный кодекс и точно регламентируют обязанности организаций, которым необходимо содержать жилищный фонд. Основное, на что указывают приведённые нормативные акты – право потребителей на безопасность и соответствие эксплуатации дома требованиям закона.

Управляющая компания должна систематически проводить уборку помещений и производить текущий ремонт старого или поломанного оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома. Чтобы реализовывалось право потребителя на проживание в безопасной и чистой среде, УК обязана не только проводить соответствующие работы, но и отчитываться за них перед жителями.
«Часто бывает, что управляющие компании пытаются переложить с себя ответственность по обслуживанию дома на муниципальные органы либо на самих жильцов. Вот только делать это они не имеют права, ведь, согласно п.2.3 ст.161 ЖК РФ, управляющая компания берет на себя обязанность самостоятельно исполнять все обязанности по содержанию дома», – говорит Антонина Бельская.

Также стоит помнить, что потребитель вправе получать приобретенную услугу в нужном объеме, с соблюдением всех условий договора управления. Причем все услуги обязаны быть выполнены без задержек, в противном случае, например, если в доме не делается плановый косметический ремонт, то, согласно ст. 19 закона «О защите прав потребителей», жильцы имеют полное право подать на компанию в суд.
Перейдем к основным нарушениям, которые совершают управляющие компании. Важно – любое нарушение прав потребителя в сфере ЖКХ влечет за собой ответственность как материальную, так и административную. Так, в соответствии с указанным законом потребитель вправе взыскать в судебном порядке с управляющей организации моральный вред, а также штрафы и неустойки (ст. 13, 15 закона).

Статья 162 ЖК РФ обязывает управляющую фирму предоставлять жильцам всю информацию, касающуюся ее деятельности, в ежегодном отчете посредством ГИС ЖКХ. И если она не отчитывается перед жильцами по запросу, это является нарушением прав потребителя, а также влечет административную ответственность.
«Если у вас появилась мелкая проблема в квартире, то подать заявку в управляющую компанию вы можете сами, не вызывая собственника помещения, – уточняет Антонина Юрьевна. – Конечно, если необходимо принятие какого-то коллективного решения или подачи крупного заявления, то в этом случае обязательно необходима подпись владельца квартиры».

Бывают случаи, когда давнему неплательщику по счетам поставщик коммунальной услуги электроснабжения отключает подачу электричества в квартиру. В соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах (постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, далее – правила № 354) такое отключение является законным, поскольку потребленные коммунальные услуги должны быть оплачены полностью и в срок. Если же у должника образовался крупный долг, он вправе заключить с ресурсоснабжающей организацией соглашение о реструктуризации долга, то есть о выплате задолженности по частям в течение определенного периода времени, тогда коммунальная услуга будет вновь подключена.

Защита потребителей в сфере ЖКХ основывается на заключенном договоре, даже если данный договор не заключен в письменной форме. Согласно части 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Так, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
Чтобы защитить свои права по договору, в большинстве случаев придется обращаться в жилинспекцию. Это государственный надзорный орган, который контролирует все коммунальные службы и осуществляет надзор за тем, как управляющие компании соблюдают договор.

Главное в жалобе – изложить суть проблемы, указать наименование компании и ваши реквизиты, а также подробно описать, в чем именно состоит нарушение ваших прав. Жилинспекция должна рассмотреть обращение в течение 30 дней и отреагировать на нее в случае выявления нарушений прав. Инспекция разрешит все вопросы, связанные с финансовой деятельностью компании, с управлением общим имуществом и его содержанием, рассмотрит все жалобы и выпишет компании штраф по необходимости, а также заставит ее выполнить договор, в том числе путем выдачи обязательных к исполнению предписаний, направления исковых заявлений в суд. В случае же несогласия с действиями Государственной жилищной инспекции, ответ может быть обжалован как в службу стройжилтехнадзора Республики Коми, так и в органы прокуратуры.

Василий Котов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *