17.05.2024

Уляшово: у самого устья Лиственничной

То с «ё», то с «о»

В 1991 году вышла в свет книга Александра Ивановича Шувалова «Белые ночи Печоры». Эта книга – своеобразный путеводитель по матушке-Печоре от ее истоков до города Нарьян-Мара. В книге есть описание расположенных на берегах реки городов и селений. Она знакомит читателя с проживающими здесь людьми, с их обычаями и традициями, в ней рассказывается о населенных пунктах от Даниловки до Родионово. А дальше – Усть-Лыжа, но это уже Усинский район.

Перед Родионово, на левом берегу реки, обосновалась деревня Уляшово. Вот как об этом селении написано в книге: «Это одна улочка с двумя десятками домов. Деревня удобно примостилась у самого устья реки Лиственничной. Более полувека исполнилось, как приехали и облюбовали эти места выходцы из деревни Изваильской – красные партизаны, участники боев в верховьях Ижмы. Что ни двор – то Уляшовы. Сегодня уляшовцы представляют одну из бригад совхоза «Соколовский».

В историко-демографическом справочнике Игоря Любомировича Жеребцова «Где ты живешь», который вышел в свет в 1994 г., о деревне написано 5 строк: «Уляшёво – деревня в Соколовском сельском Совете, Печорского района. Упомянута в 1917 г. Селение основал переселенец из деревни Изваиль Уляшёв. В 1926 г. в деревне было 5 дворов, 35 жителей, 17 мужчин и 18 женщин. В 1970 г. в деревне жили 112 человек, в 79-80-м население сократилось: в 1979 г.– до 74 человек, в 1989 – до 37 человек, 18 мужчин и 19 женщин, все жители по национальности коми».

Напомню, что книги издавались почти двадцать лет тому назад, а за это время изменилось многое: нет уже того совхоза, нет и его отдельной бригады. Название деревни писали и с буквой «о» после буквы «ш», и с буквой «ё». Сегодня привычней писать с «о»: Уляшово.

110 лет – почтенный возраст

В 2008 году о деревне на краеведческой странице «Путешествие в страну Печорию» писала в газете «Печорское время» Валентина Томасовна Семяшкина. Она выезжала в эти отдаленные деревни, общалась с местными жителями, записывала их воспоминания, работала с архивными документами и фондами историко-краеведческого музея. Ее рубрику «Имя на карте» я всегда читала с нескрываемым интересом.

В статье «95 лет назад в устье Лиственничной» Валентина Томасовна пишет, что деревня Уляшово была основана в начале XX века. Дословно: «Понравилось Уляшеву это место. Здесь, у впадения Лиственничной в Печору, он поставил избу-зимовье, начал обживаться. Было это в 1912 г. А уже на следующий год по большой воде привез сюда семью. Они и стали первыми жителями Уляшева: Иван Павлович, 1874 г. рождения, его жена Анастасия Ивановна, дети Аксинья, Клавдия, Василий, Галина. Еще трое детей Ивана и Анастасии родились уже здесь, на Печоре». Если принять вышесказанное за исторический факт, то в этом году деревне исполнится 110 лет. По данным историко-демографического справочника И.Л.Жеребцова, деревне исполнится 105 лет – возраст тоже почтенный.

Октябрина из Коммуны

История деревни неразрывно связана с историческими вехами всей страны. Коллективизация: в начале 30-х годов сельчане создали колхоз и назвали его «Красная Печора». Перед войной на правах бригады к нему присоединился и колхоз «Новая жизнь» из соседней деревни Коммуны. Бригадиром фермы в «Новой жизни» была Парасковья Афанасьевна Оверина. О прекратившей свое существование деревне Коммуне я впервые услышала в 2005 году, когда писала очерк о труженице тыла Октябрине Корниловне Рочевой. Когда я поинтересовалась, откуда, мол, у нее такое редкое имя, Октябрина Корниловна ответила: «А как же иначе могли назвать меня мои родители? Я ведь родом из деревни Коммуны». Сегодня только старожилы знают то место в тайге, где некогда были деревенские избы Коммуны, начальная школа, которая была открыта в 1940 году, и скотные дворы колхоза «Новая жизнь».

В деревню Уляшово впервые я приехала в 2013 году. Там жили хорошие знакомые моего мужа Валентин Иванович и Валентина Михайловна Баданины. Муж был знаком с этой семьей на протяжении почти 50 лет, часто наведывался рыбачить на Лиственничную, и останавливался у родственников Баданиных. По вечерам, после удачной рыбалки, во дворе в котелках варили уху, вспоминали: «А помнишь?», и спать укладывались далеко за полночь. Каждый рыбак дорожит не только уловом, но и этими посиделками у костра и задушевными разговорами.

От слова «хозяйственный»

В библиотеке я нашла газету «Печорское время» 9-летней давности – № 166 за 24 августа 2013 года. Я написала о той памятной поездке. Валентина Михайловна говорила, что в годы ее молодости, в советские времена, была в Уляшово большая животноводческая бригада. С годами менялись названия, колхоз «Путь к коммунизму» после укрупнения коллективных хозяйств был реорганизован в четвертое отделение совхоза «Печора». Через некоторое время селяне стали Уляшовской бригадой совхоза «Соколовский». Менялись вывески, приходили и уходили руководители – Уляшово продолжало жить своей жизнью.

Сельчане вставали ни свет ни заря и торопились на скотные дворы. Дояркам, пастухам, телятницам, скотникам, конюхам – всем находилась работа: убирали навоз, раздавали корма, доили коров, поили и выхаживали маленьких телят, ставили на откорм бычков, заготавливали сено. И так круглый год. Они были далеки не только от города Печоры, но и от политики. Им было абсолютно все равно, в какой состав входила Уляшовская бригада – колхоза или совхоза. В этих определениях для них значимым был корень слов – «хоз», от слова «хозяйство», значит, каждый из них старался быть настоящим хозяином на своем рабочем месте.

Тогда в деревне находились детский сад, магазин, почта, клуб, медпункт. А то что не было школы, то вопрос старались решать: ребят в понедельник возили в Соколовскую школу, где они учились и жили в пришкольном интернате, а в пятницу, на выходные, привозили домой. Еще моя собеседница вспоминала, что в 80-е – 90-е годы прошлого века в деревне было 35 ребятишек школьного возраста. В 2013 году в Уляшово постоянно проживали 12 сельчан, а из всей социальной инфраструктуры в деревне остался только таксофон. Я не удержалась и сняла трубку, раздался гудок. Значит, таксофон тогда работал.

Четвероногие друзья

Прошло 9 лет. Не стало моего мужа, ушел в мир иной и Валентин Иванович Баданин. В середине марта текущего года, спустя 8 с половиной лет, я еще раз поехала в Уляшово. В самой деревне сегодня постоянно проживают три человека.

Автомобиль свернул влево, переехал через мостик, еще несколько десятков метров, и я безошибочно узнала дом, в котором гостила тем памятным летом 2013-го. Он мало изменился с того времени. Осиротела усадьба. Видимо, здесь с начала зимы никто не живет. Едем дальше.

Возле соседского дома нас встречает собака. На ее лай выходит хозяин. Здесь, в Уляшово, четвероногий друг есть у каждого хозяина. В тайге собака – охотник, в деревне – сторож-охранник, который не пустит в село недоброго человека. Дома – это сигнализация, которая предупредит хозяина, если к дому подойдет кто-то чужой. Никто не будет спорить, что настоящий охотник умеет воспитать своего питомца так, что он станет надежным помощником. Если кошка привязана к дому, то собака предана своему хозяину.

Особая атмосфера

Хозяин дома Николай Волков рассказал, что в доме Баданиных никто не живет. Когда не стало Валентина Ивановича, Валентина Михайловна долго лежала в больнице. Потом дети забрали ее поближе к себе, и сейчас она живет в Печоре.

Сам Николай Владимирович всю свою жизнь прожил в Уляшово. Раньше он, как и множество трудоспособных жителей деревни, работал в местном совхозе. Совхоз был своего рода градообразущим предприятием, и все его жители были связаны с ним. Сейчас он на заслуженном отдыхе. Живет в своем доме один, и я не стала спрашивать о причине его одиночества: если бы считал нужным, то рассказал бы об этом сам. Раньше, когда Николай Волков был чуть моложе, держал в подсобном хозяйстве овец, бычков. Сейчас хозяйства нет, но по дому и так забот хватает, всю домашнюю работу он делает сам.

А в деревне всегда достаточно забот для хозяйских рук. Наготовить дрова для бани и дома с печным отоплением, содержать в порядке дом и прилегающую территорию: летом – трава, зимой – снег. Уезжать он никуда не собирается. Ему и здесь хорошо.

Кроме него, в деревне живут еще Марина Оверина и Наталья Терентьева. Вот и весь списочный состав постоянно проживающих здесь сельчан. Все трое жителей на пенсии, живут, топят печки, по субботам у каждого – банный день. До ближайшего села, Соколово, каких-то 10 километров, так что они не чувствуют себя брошенными и никому не нужными: дороги, электричество и сотовая связь есть, подъезды к пожарным водоемам аккуратно расчищены.

Население деревни в полном составе, то есть в количестве трех человек, всегда с нетерпением ждет, когда придет тепло. Тогда в поселок приедут дачники, рыбаки, ягодники и грибники. Деревня наполнится шумом автомобилей, веселыми голосами отдыхающих. Ведь почти у каждого дома есть свой хозяин, брошенных домов практически нет, за каждым пустующим строением в зимнее время кто-нибудь присматривает. А с теплом приедут их настоящие хозяева. И деревня наполнится особой атмосферой – атмосферой жизни.

Жанна Моргун

«Печорское время», 18 июня 2022 г. № 23 (163)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *