17.05.2024

Семейные реликвии семьи Кошелевых

Мы продолжаем цикл публикаций о семейных реликвиях печорцев. Сегодня расскажем вам о людях и предметах, им принадлежавшим, хранящимся в семье Кошелевых.

Долгое время в доме бабушки Максима Кошелева, одного из авторов проекта, на стене висели две старые черно-белые фотографии. На одной – прадед и свекор его бабушки, Кузьма Михайлович Кошелев, в парадной форме Преображенского полка. На другой – он с сослуживцами во время Первой мировой войны, на груди его гимнастерки – два георгиевских креста и три медали.
Кузьма Михайлович был уроженцем деревни Мегрега, Олонецкой губернии, по национальности карел, судя по сохранившимся в семье фотографиям, проходил службу в Лейб-гвардии Преображенском полку.

Одна из фотографий была сделана в мастерской Владислава Юлиановича Янковского. В летнее время мастерская фотографа работала в Красном селе, где ежегодно устраивались летние лагеря гвардейских полков и военно-учебных заведений. На парадном мундире Кузьмы Михайловича можно разглядеть полковой знак Преображенского полка, знак «За отличную стрельбу из винтовок».

Напомним, что, согласно «Уставу о всесословной воинской повинности», принятому 1 января 1874 года, все мужское население России без различия состояний с 21-летнего возраста, подлежало воинской повинности. Срок службы в сухопутных войсках составлял 15 лет – 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе.
«Судя по этому документу, Кошелев Кузьма Михайлович, 1879 года рождения, с 1900 по 1906 год, проходил действительную службу в Лейб-гвардии Преображенском пехотном полку, место дислокации – Петербург, – рассказывает правнук Кузьмы Михайловича Максим. – В начале ХХ века комплектование гвардейской пехоты осуществлялось, как правило, новобранцами из великорусских губерний. Необходимым условием было наличие справки о благонадежности, которая выдавалась полицией по месту жительства новобранца».

Кузьма Михайлович по окончании действительной службы остался на сверхсрочную службу по контракту вплоть до начала Первой мировой войны. По воспоминаниям внуков, дед служил долго. В семье сохранился белый фарфоровый стакан с портретом русского императора Николая II и надписью «Петергоф 1887–1912».

«23 июня 1912 года состоялся парад Лейб-гвардии Преображенского полка в Петергофе, по случаю 25-летия вступления императора Николая II на действительную военную службу в Преображенский полк, – объясняет Максим. – К этой дате в 1912 году для всех офицеров полка были заказаны шашки с единой надписью на клинке и орнаментом, изображающим шитье полка – переплетенные дубовые листья. А нижние чины получили стаканы с портретом русского императора Николая II».
Еще до начала Первой мировой войны Кузьма Михайлович был отмечен рядом наград. На второй фотографии он с двумя сослуживцам, в походной форме военного времени 1914–1917 гг. На снимке он в звании младшего унтер-офицера, на его груди два Георгиевских креста, три медали и полковой знак. Изучив хронологию участия Преображенского полка в Первой мировой войне, авторы исследования предположили, что это фото сделано в период с октября 1915 года по июль 1916 года, когда полк находился в резерве.

Медалями на мундире стали: «В память 300-летия царстования дома Романовых» – ею награждали лиц, имевших отношение к празднованию юбилея; медаль «В память 100-летия Отечественной войны 1812 года» – государственная награда, юбилейная медаль Российской империи, ею награждались все воинские чины военного и морского ведомства, состоящие на службе 26 августа (8 сентября) 1912 года в войсковых частях, участвовавших в
Отечественной войне 1812 года. Третья медаль (предположительно) «За усердие», ею награждались нижние воинские чины за сверхсрочную службу.
«Когда прадед получил унтер-офицерский чин, нам неизвестно. Условия получения унтер-фицерского звания были довольно жесткими: кроме безупречной нравственности, патриотизма, верности присяге, требовалось твердое знание военного дела. В военное время, награжденные солдатским Георгиевским крестом III степени могли стать унтер-офицерами, – рассказывает автор проекта. – В суровые дни военных испытаний армия особенно нуждалась в их знаниях, умении, опыте. И они высоко несли свое звание. Потом и кровью, не прячась за спины подчиненных, доказывали верность присяге».
Знак отличия Военного ордена (Георгиевский крест), являлся высшей наградой для солдат и унтер-офицеров, вручался за боевые заслуги и за храбрость, проявленную против неприятеля на полях Великой войны.

«К большому сожалению, из горсти наград, с которыми часто играли внуки, на сегодняшний день чудом сохранились только два Георгиевских креста, – говорит Максим. – Долгое время считалось, что это и есть награды с фотографии. По словам прабабушки, у ее мужа были еще два креста, которые в 1918 году были переплавлены на обручальные кольца».
Изучая информацию, авторы наткнулись в интернете на труды С.Б.Патрикеева «Сводные списки кавалеров Георгиевского креста 1914–1922 гг.» по томам и номерам Георгиевских крестов, им удалось найти имя героя и описание его подвига. Вероятно, эти награды могли принадлежать брату прабабушки.
«377995 ПЕТРОВ Кузьма – Л.гв. 4 стр. Императорской Фамилии полк, 7 рота, ефрейтор. За то, что в бою в ночь на 15.05.1915 у д. Конты подобрался к неприятельскому проволочному заграждению, отыскал зарытый у заграждения фугас, взорвал его и попортил проволочные заграждения их же фугасом и своими бомбами, а также переполошил этим немцев».

«73712 ПЕТРОВ Кузьма – Л.гв. 4 стр. Императорской Фамилии полк, 7 рота, мл. унтер-офицер. Награжден Командиром Гвардейского Корпуса генерал-адъютантом Безобразовым за личный подвиг, совершенный в боях с 5-го по 9.07.1915 под г. Красноставом».
«Лейб-гвардии Преображенский полк – доблестный участник Первой мировой войны с первых дней и до 1917 года. Полк участвовал в боях с германскими и австро-венгерскими войсками на Северо-Западном и Юго-Западном фронтах: в Галицийской битве, Варшавско-Ивангородской операции, Мазурском сражении, Виленской операции, Брусиловском прорыве, – рассказывают авторы исследования. – Возможно, за эти сражения прадед и получил свои награды. В марте 1918 года после прихода советской власти Лейб-гвардии Преображенский полк был расформирован».

В 1918 году Кошелев Кузьма Михайлович, вернулся к себе на родину, отслужив верой и правдой России в Преображенском полку целых 17 лет. В сорок лет он женился. Прабабушка Максима часто вспоминала о том, «как хорошо и богато они жили до революции, железоковательный завод у них в деревне был, кабриолетки делали». Кузьма Михайлович вступил в колхоз, а прабабушка осталась единоличницей.

А в 30-е годы семья Кошелевых была репрессирована. Кузьму Михаиловича предупредили об аресте, он бежал и какое-то время скрывался. Семья его была выслана, сначала в Кемь, на север Карелии, затем – в поселок Рабочеостровск, на берегу Белого моря. Во время войны семья была эвакуирована в Архангельскую область.
После войны в 1946 году семья переехала на юг Карелии, завербовавшись в поселок Хийденсельга, где Кузьма Михайлович работал на лесопильном заводе конюхом. По воспоминаниям родных, прадед был человеком суровым и строгим, обладал непростым характером.

Это пока все, что удалось найти авторам об истории своего прадеда, поиск архивных сведений о его службе в Преображенском полку до 1914 года, об участии его в Первой мировой войне пока не принес результатов. Но работа по восстановлению семейной истории продолжается.

Иван Шамков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *