20.09.2024

Мастер золотые руки

Именно так говорит Клавдия Дмитриевна Васина о своем муже Владимире Федоровиче. Он ушел из жизни в мае 2011 года, а она до сих пор грустит и скучает. Вместе они прожили 57 лет…

Жили честно и скромно

Сегодня Клавдия Дмитриевна рассказывает о своем муже с гордостью и горечью. Гордостью – за то, что сумели они построить красивую и крепкую семью, в которой были уважение и забота. Возможно, это и называется словом «любовь», но Васины никогда не выставляли своих чувств напоказ, жили честно и скромно. А капельки горечи в ее голосе оттого, что супруга не стало.

Познакомились они в марте 1954 года в поселке Кедровый Шор, куда Клавдия, выпускница технического училища с совсем неженской профессией токаря-универсала V разряда, приехала на работу.
В поселке жила ее сестра, она и попросила председателя совхоза направить Клавдии вызов, чтобы ее после учебы отправили именно сюда.

Мамы у Клавдии не было, она умерла от голода еще в 1947 году. До сих пор дочь хранит единственный документ, оставшийся ей от мамы – свидетельство о смерти, где написано, что «Сентябова Парасковья Васильевна умерла 19 июля 1947 года. Возраст 35 лет, причина смерти – дистрофия».

Повзрослел в 14

Клавдия Дмитриевна работала токарем в мастерских, а Владимир Федорович просто приходил к ее станку и, стоя в сторонке, долго смотрел, как она умело управляется с заготовками, но ничего не говорил.
В то время Владимир уже прошел трудовую школу, отслужил в армии и умел оценить человека, наблюдая за тем, как он трудится.
Свою трудовую деятельность Владимир Федорович начинал в 41-м военном году, ему не было еще и 14 лет. Мужчин забрали на фронт, в колхозе остались старики, женщины и дети. И вот эти дети взвалили на свои неокрепшие плечи почти всю колхозную рутину: надо было работать на скотных дворах, заготавливать корма, собирать урожай, пахать поля и сеять хлеб, а зимой заготавливать дрова и трудиться на фермах. В годы войны в округе Кедрового Шора практически не было брошенных полей – все сельскохозяйственные угодья были строго распределены под пахотные земли, сенокосы и пастбища. Работали с раннего утра до позднего вечера. Не было у них ни выходных, ни праздничных дней, ни зарплаты, за каждый отработанный день записывали трудодни.

20 декабря 1942 года Владимиру исполнилось 14 лет. По меркам военного времени, он стал взрослым и был принят на работу в механические мастерские колхоза, где слесарил до конца войны.
В 43-м ему выписали трудовую книжку. Всему научился он в те военные годы. Колхозная техника часто выходила из строя, приходилось ремонтировать, а запчастей практически не было. Поэтому каждый слесарь был мастером на все руки. Владимир Федорович за короткое время научился ковать, паять, резать, точить. Попутно освоил еще одну профессию, и его перевели на работу машинистом электростанции.

Познакомились у токарного станка

В один из дней сломалось что-то на электростанции. Он нашел, какая именно деталь вышла из строя, и пришел в мастерские, принес изношенный механизм и попросил, чтобы токарь выточил новую деталь. Тем самым токарем оказалась Клавдия Дмитриевна, за которой раньше он подолгу наблюдал. Так они и познакомились. 22 августа 1954 года Владимир и Клавдия поженились.
Сегодня она вспоминает: «Родом Владимир Федорович из Рязанской области, города Сасово. Мы с ним ездили туда в отпуск на машине, гостили у его родственников. Перед поворотом в деревню, уж не помню точно ее название, стоит домик Есенинский. Сергей Есенин из тех же мест.

Своего отца Володя не помнил, его воспитывал отчим. В 1938 году отчим работал в структуре ГУЛАГа и был направлен в сельхозлагерь «Кедровый Шор». Свою семью он перевез с собой. Володя рассказывал, как они с мамой добирались до Архангельска, потом плыли по морю на пароходе, дальше – по реке Печоре до Кедрового Шора».

Вспоминая военное детство

Вспоминал и военное детство, как в 1945 году от военкомата был послан в летние военные лагеря. В 1950 году Владимир Федорович Васин был призван в армию. Служба проходила в послевоенной Германской Демократической Республике, где оставался ограниченный контингент советских войск. Там были построены компактные военные городки с казармами для военнослужащих срочной службы и жилыми домами, в которых получали ведомственные квартиры офицеры, прапорщики и работники воинских частей.
В таких городках стояли школы, клубы, детские сады, медсанчасти, магазины. А адрес почтовый был очень коротким: «ГСВГ, полевая почта № …» И письма, как на фронте, доходили до адресатов по номеру полевой почты.

После армии Владимир Федорович вернулся в Кедровый Шор. Сложилась новая семья Васиных: Владимир Федорович из Рязанской области, и Клавдия Дмитриевна, малой родиной которой была Кондапога (Карелия).
В годы войны ее семью эвакуировали в зону финской оккупации. Первые четыре класса Клавдия училась в финской школе и разговаривала на финском языке. После Победы был детский дом, где она воспитывалась как круглая сирота, потом ПТУ, куда их, выпускников детских домов, отправляли учиться какому-нибудь ремеслу. Так и выучилась она на токаря.

Надежный и любящий

Когда Клавдия Дмитриевна вышла замуж, закончилось ее сиротство, рядом был любящий и надежный мужчина. Поэтому в ответ она всегда заботилась о нем. В 1960 году семья переехала в Красный Яг. К тому времени в семье подрастали сын Александр и дочь Татьяна. Владимир Федорович работал в цехе домостроения, Клавдия Дмитриевна устроилась в поселковый детский сад.
В 1962 году, когда строились мастерские сплавучастка, Владимира Федоровича приняли слесарем по ремонту дизелей в Новом Затоне. Он добирался на работу пешком или попутным транспортом, потом купил себе мотоцикл.

Со временем Васиным дали квартиру в Озерном. Им очень понравился компактный поселок, где все было в шаговой доступности: магазины, поссовет, медпункт, школа, детсад. Много лет Клавдия Дмитриевна работала в этом детском саду музыкальным руководителем. Все праздники проводила под аккомпанемент аккордеона, на котором на-
училась играть в детском доме.

А Владимир Федорович до 1984 года работал слесарем-монтажником в механических мастерских сплавучастка. И дома все сделано его руками: отопление, водопровод, сантехника. Клавдия Дмитриевна вспоминает те годы, когда они только-только научились жить: «Володя из железа все делал сам, у нас были самодельные ложки, тазы, кастрюли, ковш для воды. Он мне говорил: «Давай я тебе платье скрою из железа». И согласись я носить его, скроил бы точно. Таким жестянщиком был, про которого все говорили, что руки у него золотые. Уже после того, как в 1984 году Владимир Федорович вышел на пенсию, его пригласили на работу слесарем IV разряда по ремонту и эксплуатации оборудования поселковой котельной, где он трудился до 2005 года».

Сделано на совесть

Трудовая книжка Владимира Федоровича пестрит сведениями о поощрениях и награждениях». Вот некоторые записи: «За активное участие в выполнении производственного плана и участие в общественной жизни коллектива занесен на Доску Почета», «В честь 51-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции присвоено звание «Ударник коммунистического труда», «За достижение высоких производственных показателей награжден знаком «Победитель социалистического соревнования за 1978 год», «Вручена медаль «Ветеран труда».

У него и в хозяйстве был порядок: построены баня, сараи, теплица. В теплице Васины всегда выращивали огурцы и помидоры. Они вдвоем ее смастерили, построили печку, провели отопление. В 2011 году Владимира Федоровича не стало, Клавдия Дмитриевна теперь сама выращивает овощи и собирает хороший урожай. Потому что все, что делал своими руками ее супруг, он делал на совесть, старался, чтобы служило оно долго-долго.

Жанна Моргун

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *