17.05.2024

Когда звезды были ярче

«Моему папе, Анатолию Ивановичу Иконникову, 8 ноября 2020 года исполнилось бы 75 лет, но, к сожалению, его уже 10 лет нет рядом с нами. Мне очень дорога память о самом любимом и главном человеке в моей жизни. Его наследие как талантливого музыканта-виртуоза известно не только в Печоре, республике, но и в стране», – так начала рассказ журналисту газеты «Печорское время» Алене Лель о своем отце дочь Елена Анатольевна Сидельникова. Семье известного музыканта есть много что вспомнить доброго о своем родном человеке.

В Печоре Анатолий Иванович руководил оркестром при ДКЖ, который получил в 1987 году звание «Народный коллектив». Он был лауреатом Всесоюзного фестиваля творчества советских воинов (ЦДСА, Москва, 1967 год), лауреатом Всесоюзых фестивалей народного творчества (1977, 1987 год). В 1988 году солировал на Центральном телевидении в известной телепрограмме «Шире круг». В 1992 – 1994 годах был солистом-аккордеонистом ансамбля войск ПВО. В нашем городе А. И. Иконников создал инструментальное трио, а затем квартет «Печора», получивший в 1997 году звание «Народный коллектив». Известный музыкант – постоянный участник программ на радио и телевидении, лауреат республиканских и межрегиональных фестивалей джазовой музыки (Сыктывкар, Архангельск, 1993, 1995, 2001, 2004 год). Лауреат московского фестиваля «Гармоника – душа России» (Москва, 2003 год, получил диплом и кубок «Золотая Ника»), Дипломант Международного конкурса аккордеонистов в городе Кастельфидардо ( Италия).

Анатолий Иванович – заслуженный работник культуры Республики Коми, заслуженный работник культуры России. Материалы и фотографии о его творчестве помещены в Государственном музее гармоники Альфреда Мирека (г. Москва), его имя занесено в энциклопедию «Лучшие люди России» как одного из известных аккордеонистов эстрадно-джазового репертуара. В своем творчестве он добился выдающихся успехов, впитав все лучшее из отечественной и зарубежной музыки в данном направлении.

«Хочу обратиться к воспоминаниям из моего детства и поблагодарить судьбу за то, что мой папа был именно таким, – вспоминает Елена. – Он безгранично любил нас с братом, но в отношения ко мне вкладывал особое чувство нежности – я же девочка. Когда мы были совсем малышами, он называл нас так: меня – Карпусик, а брата – Тугрик. Мы даже не понимали, что означали эти слова, но ясно было одно, особенно сейчас, смысл этих слов – любовь. Гораздо позже я узнала, что тугрик – это монгольская монета, а карпусик, скорее всего, уменьшительно-ласкательное от слова карп, наверное, он хотел придумать что-то другое, кроме примитивной рыбки. Как многое бы я сейчас отдала, чтобы вновь услышать это ласковое папино слово, но, к сожалению, нет такой волшебной кнопки, которая бы помогла отпереть дверь в счастливое детство.

У папы не было точного времени, когда он должен был возвращаться с работы домой (репетиции, концерты, поездки), но я всегда, будучи еще совсем маленькой, безошибочно узнавала его шаги, когда он поднимался по лестнице. Отпиралась дверь, папа брал меня на руки и подбрасывал высоко над собой – моему счастью не было предела. Если же это была зима и на улице было холодно, то он заранее расстегивал дубленку и, переступив порог, прикрывал меня ее полами, нежно прижимая к своей груди. И в этот миг у нас было одно большое сердце на двоих».

В любой семье есть свои традиции. Были они и у Иконниковых. Летом обязательно ходили в однодневный поход. Уже накануне начинали готовиться: собирали рюкзаки, рыболовные снасти, еду… Утром отправлялись на пристань, чтобы на теплоходе перебраться на противоположный берег реки. Долго шли по заранее продуманному маршруту. Для отдыха выбирали высокий берег реки Печоры, с которого открывалась живописнейшая картина. По всем правилам походной жизни Иконниковы варили в котелке вкусный суп, кипятили ароматный травяной чай. Анатолий Иванович прекрасно владел топором и ножом и учил этому сына, дочери же поручал накрывать импровизированный стол. Глава семейства всех подбадривал и много шутил. Это говорило о том, что ему даже больше, чем детям, нравилось все происходящее.

Он очень любил северную природу, ценил ее красоту, призывал сына и дочь восхититься то крутым склоном, то могучей елью, то пением птиц… Отведав супа и печеной картошки, туристы почти до вечера пребывали здесь. Анатолий Иванович обязательно придумывал что-то интересное: сооружали шалаш, забивали мяч в ворота, которыми служили березки, гуляли по лесу, спускались к речке, ловили рыбу, пекли «блинчики», подобрав плоский камушек, пуская его по реке, устраивали взрывы, подбрасывая горсть гальки над водой. И только вечером возвращались домой.

«Воспоминания о счастливом дне надолго оставались в нашей памяти, а сейчас – уже навсегда», – продолжает дочь Елена. Но самые ее незабываемые воспоминания связаны с тем периодом, когда она играла на саксофоне, и не просто играла, а солировала в эстрадном оркестре при Доме творчества юных (сейчас ДДТ), который возглавлял ее отец. Все участники оркестра с большим удовольствием приходили на репетиции, не говоря уже о концертах, поездках на конкурсы и фестивали. Руководитель, словно волшебник, обучал игре юных музыкантов: то садился за клавиши и показывал, как надо брать ту или иную ноту, то кого-то просил еще раз повторить аккорд на гитаре. Но примечательным было и другое: он ни разу ни на кого и никогда не повысил голос. Уважал каждого и в каждом видел личность. Будучи человеком образованным, имеющим энциклопедические знания в разных областях: истории, литературе, живописи, военном деле – поражал и удивлял всех этим, вызывая восторг воспитанников, восхищение и глубочайшее уважение. Если у кого-то что-то не получалось, если кто-то брал фальшивую ноту, то он так интеллигентно делал замечание, что это воспринималось как «похвала».

В оркестре были дети разных возрастов, можно сказать, что некоторые приходили «с улицы». Плохо учились в школе, имели неважное поведение, здесь же они были как шелковые, ловили каждое слово руководителя, преображались, по-настоящему влюблялись в музыку, а некоторые из них в дальнейшем стали профессиональными музыкантами.

«Детство и юность быстро заканчиваются, начинается взросление, – говорит Елена Анатольевна. – Но я знала, что папа всегда рядом, поймет и поддержит в трудную минуту жизни. Он отличался стойким характером, не любил проигрывать и умел держать удар. У него было обостренное чувство справедливости, не терпел ложь и бюрократизм, презирал в человеке пошлость и наглость. Папа с большим уважением относился к человеку по той причине, что он человек, не оглядываясь на чины и звания. Нуждающимся всегда стремился помочь как словом, так и делом. В жизни руководствовался таким принципом: мужчину следует оценивать по его отношению к Родине, женщине, старикам и детям».

В течение всей жизни А. И. Иконников вел записные книжки, в них отражал свои мысли, взгляды на тот или иной вопрос, выписывал высказывания великих и многое другое, что казалось ему интересным. На одной из страниц прочитала слова Белинского, видимо, запавшие ему в душу: «…мерзавцы всегда одерживают верх над порядочными людьми потому, что с порядочными они обращаются как с мерзавцами, а порядочные люди обращаются с мерзавцами как с порядочными людьми. Глупый не любит умного, необразованный образованного, невоспитанный воспитанного и т. д. И все это, прикрываясь какой-нибудь фразой: « Я человек простой…», «Я не люблю мудрствований», «Я прожил свою жизнь без этого» … и т. д. А в душе ненависть, зависть, чувство собственной неполноценности».

«Одно его присутствие делало тебя уже защищенной, – подытожила Елена. – Да что говорить, при нем все было по-другому: небо выше, звезды ярче, воздух жизни свежее… Папы уже давно нет, но до сих пор в трудную минуту я задаюсь вопросом «А как бы поступил он?»

Я высоко ценю духовное наследие моего папы. И вечная ему признательность за это. Для меня он всегда останется человеком, уверенным в себе, сочетающим широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью убеждений.

Следовать принципам папы, безусловно, трудно, повторить шедевр невозможно, ибо он имел не только многогранный талант музыканта, но и величайший статус человека. Но стремиться к этому, конечно, хотелось бы. Папа – мои крылья и сегодня».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *