19.05.2024

Поселение – деревня – село – райцентр – село – деревня

Поселение Усть-Кожва, расположенное недалеко от места, где река Кожва впадает в северную красавицу Печору, было основано старообрядцами, бежавшими в эти края еще в конце XVIII века.

Первые переселенцы

Первое упоминание о деревне Усть-Кожве датируется 1795 годом, хотя в книге А.Н.Шувалова «Белые ночи Печоры» указан 1772 год. В «Летописи поселка Кожва», над которой много лет трудилась Агриппина Ивановна Луканюк, проведя титаническую исследовательскую краеведческую работу, есть подтверждение о том, что основали Усть-Кожву: «Ижемской слободки из разных деревень крестьяне с семействами, по неимению в оных деревнях пашенных и сенокосных земель и под промыслы рыбы удобных мест для таковых промыслов, с коих они с семействами своими имеют пропитание и оплачивают все государственные и мирские расходы». Их, первых поселенцев, в 1795 году проживало в деревне 17 мужчин и 13 женщин. Деревня стала своего рода пограничным пунктом ижемских коми-крестьян на Печоре.

Несмотря на незначительные неточности в дате основания деревни, факт остается фактом: начиная с конца 70-х годов XVIII века и до данных за 1922 год, эта маленькая деревня разрослась до большого населенного пункта, в котором, как писал Томас Иосифович Семяшкин в книге «Печора молодости нашей», « … было 84 двора, где проживали 342 человека. Из них 28 – русских, 28 – самоедов (ненцев), остальные – коми, в основном выходцы из Приижемья, потомки первопоселенцев».

Село разрасталось, молодые люди, создав свои семьи, оставались на родной земле. Они строили дома и жили привычной с детских лет деревенской жизнью: пахали землю, сажали и обрабатывали огороды, управлялись с большим подсобным хозяйством, рожали и воспитывали детей, рыбачили, ходили на охоту и исправно платили назначенные государем налоги.

По данным переписи 1926 года, население Усть-Кожвы составляло уже 446 человек. В селе насчитывалось 101 крестьянское хозяйство. Были открыты школа и первый на территории Печорского края фельдшерский пункт. Сельским фельдшером в Усть-Кожве работал Петр Алексеевич Петров. Но самым большим и красивым зданием в селе была церковь. Строительство храма во имя Петра и Павла было начато в 1858 году. Церковь строилась на казенные деньги. 14 марта 1865 церковь была освящена, и в ней начались богослужения. Но 26 марта 1891 года она была полностью уничтожена пожаром. Сообща, всем миром, сельчане взялись отстраивать новый храм, на который деньги были выделены благотворителями, и в 1894 году в церкви в воскресные и праздничные дни опять проходили службы.

Было в те годы такое слово – «благотворительность». Совсем простое и понятное – благо творить. Другими словами, делать добро не себе, не в свой карман, а так, чтоб польза от этих дел была бы всем людям. Они не ждали, что о них напишут в газетах, покажут сюжет по телевизору или будут благодарить на каждом шагу. Хотя слова «благотворить» и «благодарить» очень родственные. Разница только в том, что сегодняшних спонсоров (так ныне называются те, кто финансово помогает в решении вопросов, требующих определенных денежных затрат) поблагодарили и, порой, забыли. А вот благотворителей помнят спустя столетия…

Ирине Дмитриевне Синцовой, до замужества Головиной, которая собирала материал о деревне Усть-Кожве и о становлении православия в нашем крае, удалось установить не только даты и факты, связанные с сельским храмом, но и имена тех, кто в нем служил. В числе настоятелей были Алексей Иоаннович Гривцев (1892-1908), Трофим Михайлов (1904-1907), Иоанн Иоаннович Чупров (1910-1915), среди псаломщиков известно имя Иоанна Петровича Павловского (1893-1894). Начав свое богослужение в Усть-Кожвинской церкви, он навсегда остался в сердцах православных христиан и людей, преданных вере. 6 октября 2001 года иерей Иоанн Павловский определением Священного Синода был причислен к лику святых и включен в число новомучеников и исповедников российских XX века.

Сытно и дружно

А дальше случилось то, что случилось. После Великой Октябрьской социалистической революции, во времена разгула атеизма по всей земле российской, священнослужителей расстреливали или ссылали в Тьмутаракань, где они доживали остатки своего отмеренного свыше века. С самими храмами поступали не менее жестоко. Достоверно известно только то, что на месте сельской церкви сегодня построен дом-музей «Коми изба».

В начале 30-х годов XX столетия село Усть-Кожва было чуть ли не главным на Среднем Припечорье. Более того, это был административный центр сначала волости, которая объединяла все населенные пункты, расположенные в Припечорье от Аранца и до Праскани, кроме деревень Приусья. На территории волости трудились 34 рыболовецкие семужьи артели.

Щедрой была река Печора и тайга, которая величественно расстилалась вдоль ее берегов. Семга, нельма, сиг, пелядь, чир – основное пропитание деревенских жителей. Охотники тоже не приходили домой без добычи: рябчики, глухари, косачи пополняли продуктовые запасы. Мех белок, куниц и горностаев был ценной добычей охотников-промысловиков. Тайга дарила ягоды и грибы – одним словом, сельчане жили сытно и дружно.

В 1909 году в селе Усть-Кожве был открыт опорный пункт Печорской сельскохозяйственной станции, сама станция располагалась в Усть-Цильме. А в 1911 году состоялось торжественное открытие сельскохозяйственной опытной станции Департамента земледелия. Она стала единственной опытной станцией на севере царской России. У истоков создания станции стоял ученый и путешественник Андрей Владимирович Журавский. Настоящим и преданным его помощником в Усть-Кожве стал ссыльный учитель церковно-приходской четырехклассной школы Алексей Егорович Мохнатых. Андрей Журавский и учитель Алексей Мохнатых успели подружиться. Именно ему поручил Журавский вести наблюдения за опытной станцией. С благодарностью и пониманием ответственности за порученное дело Мохнатых писал Журавскому: «Милостивый государь Андрей Владимирович! С готовностью принимаю на себя обязанности заведующего отделением сельскохозяйственных опытов в с. Усть-Кожве. К работе приступаю с 20 апреля 1909 года. Ваш покорный слуга А.Мохнатых».

Ссыльный учитель, человек грамотный, очень ответственный и аккуратный, он вел наблюдения и записывал в специальный журнал все природные явления: ежедневные температурные данные, начало ледостава, дату ледохода, установления снежного покрова и время схода снега, толщину льда на реке. А еще он собирал растения и делал их них гербарии. Когда закончился срок ссылки, Алексей Егорович вынужден был уехать их Усть-Кожвы. Но работа на станции продолжалась. О ее результатах свидетельствует тот факт, что в сентябре 1911 года на Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Царском Селе Печорская опытная станция была награждена золотой медалью за успехи в земледелии.

На полях самой станции в Усть-Цильме, в ее опорных пунктах Ижме, Мохче, Усть-Усе, Куе ежегодно, несмотря на природные и климатические условия Печорского края, выращивались богатые урожаи овощных и зерновых культур. Так постепенно закладывались основы выведения скороспелого и холодостойкого семеноводства и прямо с опытных делянок овощи распространялись на весь край.

1920 год стал судьбоносным не только для одной деревни. В Печорском крае была установлена Советская власть. В 1921 году, в январе, в Усть-Кожве проходил волостной съезд Советов. Именно отсюда делегаты съезда отправили телеграмму В.И.Ленину.

Иная эпоха

Дальше село жило совсем в другой эпохе. 1929 год: коллективизация. В селе организован первый в Печорском районе колхоз «Рычаг», председателем которого был избран бывший красный партизан Кирилл Иванович Канев.

В 1936 году рядом с Усть-Кожвой была открыта аэроплощадка, что стало значимым событием не только для самой деревни и района, но и всего Припечорья. Эксплуатировалась она до 1952 года и осенью того года была переведена в Печору.

Рассказать о становлении и развитии колхоза «Рычаг» и о его трудовых достижениях в двух газетных строчках не получится – это еще одна страница истории поселка длиною в 30 лет.

Село писало свою историю каждым прожитым днем, трудовым достижением, построенным домом, каждым родившимся в селе карапузом. В этой истории были страницы разного цвета, словно цвета радуги, яркие, красочные и полные надежд на счастливое будущее, в которое все сельчане искренне верили и которое со всем своим молодым энтузиазмом и неиссякаемой энергией строили. Словно кирпичики, складывали они свои трудовые будни в то, чтобы завтрашняя жизнь была лучше вчерашней.

Период с июня 1941 года до победного мая 1945 года в этой книге совсем не радужного цвета. Более 200 устькожвинцев ушли на фронт, 55 из них не вернулись в родное село. Черные это страницы. Похоронки, плач матерей и вдов, осиротевшие дети, которые в одночасье становились сильными и мудрыми. Они работали в колхозе и дома наравне со взрослыми… 9 мая 1985 года, в Усть-Кожве, на берегу реки, на самом его высоком месте, был открыт памятник односельчанам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Родные не дождались их с полей сражений, но они вернулись в свое родное село, спустя долгих 40 лет – их имена навечно высечены на памятной стеле…

11 марта 1941 года образован Кожвинский район с центром в Усть-Кожве, а летом того же года районный центр был переведен в поселок Канин Нос, а в Усть-Кожве остался только сельский Совет. Но в 1952 году и он был ликвидирован, и тогда деревня Усть-Кожва стала одним из населенных пунктов Изъяюского поселкового Совета. Сегодня она входит в состав Кожвинского поселкового Совета.

Война, трудности сельского быта, годы послевоенного восстановления народного хозяйства, когда рядом с деревней выросли поселки Набережный, Изъяю, Озерный, Саратовка, строился город Печора, стали главными причинами того, что некоторые жители стали уезжать из села. Правда, село тогда уже стало деревней.

В начале 60-х годов прошлого века колхоз был реорганизован и находился в составе совхоза «Печора» на правах бригады. И лишь с началом перестройки постепенно, год за годом, положение дел ухудшалось, и бригада прекратила свое существование. А люди в основном остались. Они душой приросли к этой земле, на которой жили от деда-прадеда и которая их кормила. Бросить эту землю, уехать в другие края, чтобы поискать, где получше и пожирней, они не могли. Это значило бы предать тот край, который тебя взрастил и взлелеял. А для предательства нет даже срока давности…

Запах жизни

Были отдельные яркие и памятные моменты в истории Усть-Кожвы, но былое величие уже не вернулось.

2010 год. В дни празднования 215-летия деревни Усть-Кожвы был испечен 10-метровый пирог-рыбник с начинкой из семги, а трудились над ним 11 кулинаров-кондитеров. Тренировались, готовили специальный противень, чтобы на нем уместить чудо-выпечку. Получилось! Рыбник испекли, сфотографировали, засняли на видео, потом благополучно съели – раздали всем гостям по кусочку. Этот черинянь (с коми — рыбный пирог) вошел в книгу рекордов Гинесса.

Март 2011 года. В рамках празднования 70-летия со дня образования Печорского района в дереве Усть-Кожве прошли состязания охотников. На этот праздник фольклора, народных традиций и спорта каждый населенный пункт района делегировал по одному участнику, приехали гости из Инты и Вуктыла. 13 человек боролись за главный приз соревнований – снегоход «Буран». Приз остался в Усть-Кожве, у хозяев праздника. Дома, как известно, и стены помогают.

24 декабря 2017 года в деревне в рамках реализации программы «Народный бюджет» состоялось торжественное открытие дома-музея «Коми-изба». В этом досуговом учреждении устькожвинцы встречаются в праздничные дни, здесь проходят вечера отдыха и чаепития с вкусными коми-шаньгами, испеченными по национальному рецепту, который передается из поколения в поколение от мамы к дочери, от бабушки к внучке.

Впервые в деревню я приехала 2 августа 2009 года, в праздничный Ильин день. В деревне я пробыла недолго, всего три часа, но впечатлений хватило на всю оставшуюся жизнь: обелиск, стоящий на самом высоком месте, на краю обрыва, как напоминание о том, что мир очень хрупкий, и нам, живущим ныне, надо его беречь. И помнить, помнить все имена, что высечены на гранитной стеле обелиска. Двухсотлетний дом, до самых окошек провалившийся в землю, как памятник деревянного зодчества XVIII века, как подтверждение того, что строили не тяп-ляп, а на века, чтобы хватило детям, внукам и правнукам. Величественные три лиственницы на краю деревни, на берегу реки, словно три вековых исполина, охраняющие деревню от напастей и набегов недобрых людей. Но главное, что меня удивило – это сами жители. Разговаривают в обыденной жизни они на коми языке, в котором я абсолютный ноль, знаю всего лишь пару слов, которых для общения явно не хватает. Но это та ситуация, когда и понимать-то ничего не надо. Главное – посмотреть в их глаза. Каждый взгляд излучает особенную теплоту, от которой на сердце становится спокойно и беспечно. В каждом взгляде гостеприимство, искренность и доброжелательность. И непременное желание чем-нибудь угостить: если не усадить за стол и напоить чаем, то положить в пакет что-нибудь «на дорогу».

Прошли годы, а уклад размеренной деревенской жизни, почитание обрядов и традиций, родной язык и любовь к своей родной земле осталась. Сегодня в деревне не так многолюдно, как в прошлом веке. По статистическим данным, на 1 января 2020 года в Усть-Кожве зарегистрировано 139 жителей. Поселковое стадо крупного рогатого скота насчитывает 43 головы, в том числе 16 дойных коров. В подсобных хозяйствах сельчан есть 4 лошади. Но деревня живет, молодые семьи рожают ребятишек, строят новые дома. Только по улице Речной в последние годы появились новостройки с номерами домов 54, 86, 87. От деда-прадеда устькожвинцы – жители деревни, и гордятся этим. Их не прельщают благоустройства города с его выхлопными газами, мусорными свалками возле каждого контейнера, нескончаемой суетой, бетонными коробками и землей, закатанной в асфальт. Им нужна такая земля, на которой можно сеять хлеб, по которой можно ходить босиком. Эта земля имеет особый запах – запах жизни, любви, добра и благополучия. А значит, простояла деревня 225 лет и еще простоит столько же, а то и больше. Вот как-то так.

Виктория Мартова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *