17.05.2024

Обрести себя и встать на ноги

Жизнь детей и сотрудников детского дома – это переплетение судеб и событий. Причем событий как трагичных, так и благотворных. Трагичные в том, что дети остаются без родителей, а благотворные – в том, что они обретают опору и поддержку в работающих здесь людях. Печорский детский дом №17 повидал много таких историй и выпустил уже не одно поколение детей. Многие из тех, кто воспитывался и прожил здесь часть жизни, возвращаются в него, и не только в качестве гостей. В этом году Печорский детский дом отмечает 60-летие. Об истории и развитии детского дома мы поговорили с и.о. директора Людмилой Кутяшевой.

Пешком и на лошадях

– В январе 1961 г. Печорским РОНО был издан приказ об открытии школы-интерната, – начала разговор Людмила Геннадьевна. – На зимних каникулах воспитанники Красноягской школы-интерната и Усть-Усинской школы-интерната на лошадях, местами пешком, перешли в новое образовательное учреждение, которое состояло из непосредственно здания школы и жилого трехэтажного комплекса. Первые выпускники вышли из школы в 1963 году. У истоков истории школы-интерната стояли руководители Федор Филиппов (1960-1961 г.г.) и Михаил Кучерявых (1961-1963 г.г.). В 70-80-х годах в средней школе обучались дети-сироты и родительские дети из отдаленных деревень, численность доходила до 350 человек.

Раздели чужую боль

Школа успешно работала, и коллеги со всей республики приезжали на семинары и конференции, чтобы обменяться опытом работы, порадоваться успехами учителей и воспитателей. В это время руководили школой Александр Киселев, Валерий Киселев, Валентина Тинус, Ольга Корытова. Они все остались в памяти выпускников и истории школы-интерната. За 60 лет сменились 13 директоров, 8 завучей, каждый из которых оставил здесь частичку своей души и сердца.

Имя директора Валерия Киселева (1975-1981 г.г.) широко известно как автора повести «Раздели чужую боль» (о воспитанниках и педагогах интерната) не только в Печоре, но и за ее пределами, Директор Вячеслав Иванов произвел реконструкцию жилого корпуса, построил складские помещения, сауну. Он же проводил совместно с завучем Лидией Радьковой научно-исследовательские разработки по проблемам «Современных подходов к формированию личности воспитанников в условиях детского дома, школы-интерната». В 90-х годах 10 лет директором в школе-интернате был Вячеслав Иванов. О каждом руководителе и его вкладе в детский дом можно говорить долго.

Их жизни тесно связаны

О тех, кто работает сегодня, можно сказать, что это стабильный и устойчивый коллектив, состоящий на 80% из высокопрофессиональных работников, проработавших здесь не одно десятилетие. Именно на них держится жизнь детского дома, и немногочисленная работающая молодежь перенимает их опыт. Рабочий коллектив – это большая семья, в которой каждый выполняет свою роль и возложенные на него обязанности. Чем больше в семье уважения, взаимопонимания и поддержки, тем легче справляться с вызовами судьбы.

Для Татьяны Кислевой, Галины Поповой, Галины Абубакировой, Веры Каневой и Ларисы Рубец это не просто слова. Более тридцати лет их жизни тесно связаны с печорским детским домом. Есть воспитанники, которые после выпуска возвращаются сюда работать – это Валентина Залипай, выпускница нашего детского дома, вернувшаяся работать учителем математики в школу-интернат, сейчас она заботливый воспитатель. Людмила Тыминская, работавшая учителем математики в школе-интернате, осталась продолжать работу с воспитанниками.

Есть чем гордиться

Переход от периода детства к периоду взрослости сложен для любого ребенка, а тем более сироты, который вырос в детском учреждении на полном государственном обеспечении. Выйдя за порог детского дома, сложно встать на ноги и наладить нормальную жизнь. Сейчас все меньше детей, которые ставят себе цели и достигают их. Стало модно стремиться к материальной выгоде с наименьшими усилиями. К сожалению, с каждым поколением труд обесценивается – уже не так почетно трудиться. Но все же есть ряд выпускников, которыми мы по праву можем гордиться. Это Мария Пащенко – очень целеустремленная девушка, закончила институт права и экономики УФСИН в г. Вологде, и теперь уже сама преподает в этом институте. Жанна Харченко работает в административном учреждении города. Ирина Пашнина, закончив медколледж, работает медсестрой в медицинском учреждении. Девушек, конечно же, упоминаю всех по их девичьим фамилиям.

Достойное место в обществе

Из мальчиков можно назвать Андрея Овчинникова, успешного предпринимателя, который доказывает, что труд – это почетно. Сейчас он живет и работает в Санкт-Петербурге, кладет печи и камины. Иван Ляпников реализовал себя как военнослужащий и ответственный семьянин. Сергей Инкин реализовал себя в спортивной сфере, востребованный футболист в Краснодарском крае. Мы гордимся каждым, кто смог крепко встать на ноги, обрести себя в жизни и создать свою семью. За 60 лет из стен школы вышло более 2000 воспитанников. Многие из них стали хорошими работниками. Обзавелись семьями, заняли достойное место в жизни нашего общества. Мы гордимся ребятами, продолжившими образование в вузах. Стараемся не терять связь с выпускниками и оказываем посильную помощь в решении их жизненных проблем.

Бытовые навыки

Дети в детдоме живут по режиму, завтрак, обед, ужин – все подано, еда сразу появляется готовой, тарелки мыть не надо, дети, живущие в детдоме, бывает, никогда не держали в руках иголки, понятия не имеют, что такое мыть полы и прочие хозяйственные дела. Они не представляют, как добываются деньги, что такое обязанности и как потратить деньги, чтобы хватило на месяц жизни. Уезжая учиться, дети зачастую сталкиваются с одиночеством, с тем, что им некому помочь, подсказать в элементарных бытовых проблемах.

Мы стараемся как можно лучше подготовить ребят к реальной жизни. Например, проводим часы «кулинарии», чтобы дети приобрели навыки приготовления пищи. Но решили на этом не останавливаться, и с января инструктор по труду открывает программу «Социализация». Мы создаем ребятам условия, приближенные к самостоятельной жизни в обществе, но по-прежнему находимся рядом, чтобы помочь советом и разъяснить возникающие вопросы. Воспитанники снимаются с питания, им выделяется отдельное помещение квартирного типа и деньги на проживание. Цель – научить самостоятельно решать бытовые проблемы и распоряжаться финансами.

Работа в детском доме – дело очень непростое. Прежде всего потому, что отвечать за жизнь человека – вообще одно из самых тяжелых занятий. Сегодня «Детский дом» – это не просто современное воспитательно-образовательное учреждение, а прежде всего родное, и для многих детей единственное теплое и уютное место – любимый дом, в котором все живут большой и дружной семьей. Редакция «Печорского времени» поздравляет всех, кто живет и работает в этой прекрасной, большой и дружной семье. С юбилеем! Счастья, благополучия и здоровья!

Элеонора Дорофеева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *