17.05.2024

Аэропорт. Всю жизнь на одном предприятии

Детство, война, армия

Родился Николай Николаевич Козлов в деревне Туис-Керос, Усть-Вымского района, в 1929 году. Его отец умер в 1934 году, когда маленькому Коле было 5 лет, поэтому отца он практически не помнит. Мама Александра Ивановна осталась вдовой, когда ей не было еще и сорока лет. Практически всю свою жизнь она работала в колхозе, подняла и воспитала шестерых детей. В деревне ее уважительно и ласково называли «бабушка Саша». Она прожила долгую жизнь и умерла в 80-летнем возрасте.
О начале войны Николай Николаевич вспоминать не любит. В 1943 году он окончил 6 классов и уехал к старшей сестре, которая жила и работала в Троицко-Печорске. Николаю было 14 лет, и он устроился на работу. Его приняли почтальоном. Он вспоминает, как разносил жителям поселка корреспонденцию и выдавал пенсии. Приходили не только газеты, но и письма с фронта – солдатские треугольники. Не все они были радостными вестями от героев-фронтовиков, приходилось вручать и похоронки.

В 1945 году сестру Николая перевели на работу в Подчерье, и он тоже переехал, устроился заведующим избой-читальней. Культурные учреждения, библиотека и клуб назывались одним словом – изба-читальня. Именно там по вечерам собиралась молодежь и люди старшего возраста для общения, на танцы, а в определенные дни приезжала кинопередвижка, и показывали кино. Собирался почти весь поселок, а потом еще несколько дней шли обсуждения сценария. За героев фильма переживали, как за своих родных и близких людей. Бывало, что посреди сеанса кто-нибудь не сдерживался и выливал свой гнев на преступника или предателя, употребляя при этом твердое словечко.

В 1949 году, когда Николаю исполнилось 20 лет, его призвали в армию, в войска ВМФ. Курс молодого бойца в первый год службы он проходил в Кронштадте, потом был переведен в Севастополь, на Черноморский флот, дальше – на Кавказ. Армия была хорошей школой взросления. 18-летние ребята за три года службы становились настоящими мужчинами, защитниками Отечества.
Через 7 лет Николай Николаевич демобилизовался и приехал в Печору, где тогда жила его сестра, но не один. В 1956 году, перед демобилизацией, он женился и привез с собой молодую красавицу-жену. А познакомился с ней, когда ходил в увольнения. Они были очень счастливы. Через три года в их семье родился сын.

Учился, работал

Николай Николаевич устроился в аэропорт, да так и работал на одном предприятии все 34 года. Трудился в наземной службе. До сих пор осталась выправка с тех лет, когда он приходил в аэропорт на работу и нес полную ответственность за вверенный ему участок. Хранит он и пропуск Коми управления гражданской авиации, по которому проходил в аэропорт.

Интересно читать его документы и наблюдать карьерный рост. Когда устроился на работу в аэропорт, то образование у него было неполное среднее. Пришлось идти в школу рабочей молодежи. Успевал. В 1963 году за добросовестное отношение к учебе и успешное окончание учебного года ему была объявлена благодарность, в 1966 году за успешное окончание 11 классов школы рабочей молодежи и хорошие показатели в работе награжден почетной грамотой с вручением памятного подарка.
Интересно то, как была налажена практика приема на работу: у молодого человека, который демобилизовался из рядов Советской Армии, не спрашивали диплом и не писали, что «опыт работы не менее трех лет», его просто принимали и проверяли в деле. Если он зарекомендовал себя с положительной стороны, руководители предприятия направляли его на учебу, и через год-два к ним возвращался профессионально грамотный специалист или высококвалифицированный сотрудник. Как подтверждение сказанному, читаю: «Удостоверение выдано тов. Козлову Н.Н. в том, что он закончил в 1968 году месячные курсы руководящих работников материально-технического снабжения предприятий гражданской авиации при высших учебных заведениях Министерства гражданской авиации СССР. г. Москва, 1968 г.».

За 34 года наш собеседник был и кладовщиком, и заведующим на складе ГСМ, и начальником службы ГСМ, инженером, а потом и начальником ОМТС, инженером по снабжению авиатехимуществом, начальником участка подготовки производства АТБ, инженером УПП АТБ. Не раз поощрялся и награждался. В 1970 г. за участие в работе по увеличению межремонтного ресурса вертолета Ми-4 и основных агрегатов в 800 до 1000 часов ему выплачена денежная премия 20 рублей, а в 1971 г. за досрочный качественный ввод в строй вертолетов Ми-4 и Ми-8 в сжатые сроки – премия 50 руб.
Грамоты, благодарности, поздравления с очередной годовщиной Великой Победы труженик тыла бережно хранит. Есть среди этого и подаренная открытка от восьмилетней Миланы Вольф, учащейся 2 «А» класса.

Парадный костюм с медалями

Про свою личную жизнь Николай Николаевич рассказывать не любит. Просто как-то не сложилось, он остался один. Жена уехала в Воркуту и сына забрала с собой. Но сын постоянно приезжал к отцу, а Николай Николаевич все годы помогал ему, был для него настоящим папой. Сергей Николаевич называет его именно так вполне заслуженно. Взаимосвязь они сохранили до сегодняшнего дня, все годы близко общались. Раньше, когда Сергей Николаевич Козлов жил в Сыктывкаре и работал в Министерстве образования Республики Коми, отец часто гостил у него, а летом все вместе они отдыхали у сына на даче. Теперь сын приезжает реже, а нашему герою, спустя столько лет, уже трудно добираться до Москвы, куда сын переехал вместе с семьей. Теперь летом, во время отпуска, дедушку навещает взрослый внук.
Больше про семью я не спрашиваю. По его тону вижу, что не хочет он откровенничать. Как-то вскользь говорит, что был еще и второй брак, более счастливый, что прожили они вместе с супругой 29 лет. «Жили хорошо и дружно», – говорит одной фразой.

Но в целом наш герой к разговорам открыт, шутит. Рассказал о курьезном случае, который произошел полгода тому назад: «Кто-то позвонил в дверь, я открыл и впустил гостью, которая представилась сотрудником водоканала, дескать, нужно осмотреть внутриквартирное состояние водопроводных труб. Стала рассматривать квартиру и все расспрашивать: с кем я живу, кто ко мне приходит, плачу ли я коммуналку, какую пенсию получаю и хватает ли средств на платежи. Потом позвонила по мобильному телефону. Пришел молодой человек, я и ему открыл дверь. Он походил по кухне и в ванной, постучал ключами по трубам и сказал, что все проверил, но за это надо заплатить 28 500 рублей.

Женщина сидела и все записывала в красивую тетрадку. И тогда только я понял, что это никакие не работники водоканала – не было у них квитанций. Я сказал, что деньги у меня на книжке, дома такой суммы нет, и стал просить их, чтобы они ушли. Сказал даже, что позвоню в полицию. На другой день я позвонил-таки в водоканал, но мне ответили, что никого они не посылали, и никакого поквартирного обхода их сотрудники не делали. Как же не стыдно этим молодым людям приходить к старым одиноким и мошенническим путем отбирать у них пенсию?»

Николай Николаевич с недоверием отнесся и ко мне, корреспонденту: я ведь тоже все спрашивала и записывала в тетрадку. На другой день в редакции мне сказали, что звонил Козлов и интересовался, есть ли такой корреспондент в газете и где он работал вчера. Правильно все сделал, подстраховался!
Но продолжим. Николай Николаевич достал из шифоньера свой парадный черный костюм. Я его подняла – тяжеловат, с двух сторон награды. Все висят аккуратными рядами, как на параде. Правда, надевает он его только в торжественных случаях. И обязательными дополнениями его парадного костюма служат наглаженная голубая рубашка, галстук и фуражка авиатора. А сегодня у Николая Николаевича именно такой день. Надел свой парадный костюм и сразу преобразился. Теперь он мало похож на дедушку. Закалку, полученную в армии, и выправку авиатора он сохранил на всю оставшуюся жизнь!

Жанна Моргун

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *