17.05.2024

«Берусь за куклу – отдыхаю душой»

В Печоре множество талантливых людей! Увлеченные натуры рукодельничают, рисуют, пишут стихи и музыку, и с такими людьми интересно беседовать!

Одна из таких натур стала гостьей нашего номера. Знакомьтесь, мастер кукол Екатерина Колтакова.

– Екатерина Викторовна, вы творческий человек, рукодельница. Расскажите, как пришло к вам это увлечение? Где учились? Это теперь хобби вашей жизни или вы готовы осваивать и другие горизонты?

– Я скульптор – самоучка. Леплю из полимерной глины.
Никогда не училась в художественной школе, но лепить я любила с детства. Одно из первых воспоминаний, связанных с куклой и лепкой, родом из детства, когда мне было 7–8 лет. Гуляя на улице, я нашла маленькую куколку, очень красивую, но она была без ног. Я забрала ее домой, слепила из пластилина ей ножки и так с ней играла, впоследствии из пластилина «сшила» пышные платья и брюки разных фасонов. Мне безумно нравилась эта кукла, а потом она так же исчезла, как и появилась.

С полимерной глиной я познакомилась в 2018 году. Тогда была в декрете и руки чесались от желания чем-то их занять. Началось все с брошек и декоров на чашки, сейчас мне больше нравится делать статуэтки и кукол.

Я не останавливаюсь в своем умении, есть любимые мастера, у которых мне нравится учиться. Раньше покупала много мастер-классов, сейчас меньше, даю себе время понять самой ту или иную технику.

– Почему именно глина? А не вязание, к примеру, или макраме? Говорят, что глина – живой материал, как это понимать? Что именно вы делаете из глины? Самое любимое ваше изделие, возможно, талисман вашего увлечения?

– Я пробовала много разных видов творчества, что-то даже хорошо получалось, но любовь случилась только с полимерной глиной.
Полимерная глина и природная глина – это разные материалы. Глина для керамики запекается в специальной печи, которая может разогреваться до 1100 градусов, из такой глины делают посуду. Полимерная глина – это пластик, он запекается в обычной бытовой печи при температуре 110–130 градусов в зависимости от производителя, и она не предназначена для изготовления посуды.
Но, тем не менее, когда я начинаю разминать ее в руках, она как будто оживает, мне нравится, что она очень податливая, мягкая, пластичная. Мне нравится, что возможности ограничиваются только фантазией, а сделать можно что угодно, главное – желание и терпение. Из простого кусочка глины получаются разные персонажи, каждый со своим характером.

Я, может, буду банальной, но у меня нет самой любимой, к каждой кукле я отношусь как к своему ребенку, каждой своей статуэткой я горжусь, потому стараюсь любую новую работу делать сложнее предыдущей.

– У вас есть семья, да не простая, а многодетная! Представьте ваших членов семьи? Ваши родные поддерживают вас в вашем увлечении? Может быть, они творят вместе с вами? Я видела куклы, которые вы лепили со своих дочерей, откуда такая идея? Среди ваших работ много изделий портретной схожести? Кому дарите такие изделия?

– Да, у нас с супругом Юрием Колтаковым трое прекрасных дочерей. Наших девочек зовут Карина, Софья и Алиса. Старшей Карине уже 18 лет, она учится в ППЭТ на программиста, средняя Софья учится в школе, младшая ходит пока в детский сад.

К счастью, моя семья меня очень поддерживает в моем увлечении, дети хвастаются друзьям, что их мама кукольница, муж, мне иногда кажется, верит в меня сильнее, чем я.
А идея лепить портреты пришла как-то сама собой.
Где-то пару лет назад подружка попросила сделать декор на чашке в подарок для девочки, была поставлена задача изобразить саму девочку, но я поняла слишком буквально и слепила портрет с условным сходством, после чего поняла, что хочу развиваться в этом направлении, и стала пробовать еще и еще.

И мне нравится дарить такие вещи интересным людям, обожаю наблюдать за их реакцией, когда они открывают коробку и достают оттуда свою личную чашку.
А впоследствии я стала переносить этот навык на кукол, две куклы моих дочерей – это мой первый опыт. У меня нет в планах делать исключительно портретных кукол, я вообще не люблю загонять себя в рамки, так что впереди у меня абсолютно разные проекты.

– Три дочери – это здорово! Девочки всегда ближе к маме, на одной волне с ней, значит ли это, что они тоже рукодельницы, а вместе вы – сила? Как папа вписывается в ваш женский коллектив? Где хранятся ваши куклы, и создают ли они теплую домашнюю атмосферу?

– Наши девочки очень разные, но несмотря на разницу в характерах и в возрасте – у них 7 лет разница – они легко находят общий язык и очень дружны между собой, что не может не радовать.
У нас у каждого разные увлечения, младшие пробуют себя во всем, например, сейчас средняя дочь учится маникюру, наращиванию и дизайну ногтей. У старшей дочери хорошее чувство стиля, она умеет сочетать несочетаемое, а также талант в дипломатии, она прекрасный и очень интересный собеседник.

Супруг тоже творческий человек, в юности он был в составе молодежной рок группы Happy Engine, играл на бас гитаре, поэтому он меня прекрасно понимает, когда я ухожу в работу. У него прекрасные лидерские качества, он может легко зажечь идеей людей.
Его пониманию и терпению можно только позавидовать, иногда мне кажется, что дети с ним больше секретничают, чем со мной, они его обожают и всегда скучают, когда он уезжает.

И еще одно из его больших достоинств – он легко воплощает в жизнь мои идеи. Так, когда мне пришло в голову сделать рабочую зону с местами хранения, он сделал все сам, научился варить металл, работать с деревом. Теперь мои работы стоят на полках, которые сделал мой супруг.

– Участвуете ли вы в выставках? Есть ли награды? Вы готовите изделие к каждой выставке или представляете то, что уже есть в вашей коллекции?

– У меня был пока только один небольшой опыт выставки моих кукол. Весной этого года три мои куклы были представлены в Центральной библиотеке на проекте «Пространство кукол».
Есть в планах выставка побольше, к ней я уже начала готовиться.

– Чтобы работать с декоративными изделиями, нужно ли уметь рисовать? Как развивали ваш дар с детства, возможно, посещали изобразительные кружки? Художники говорят, что цветом можно лечить и по цвету угадать душевное состояние автора. Как настроение сказывается на ваших работах?

– Я умею рисовать, но леплю я лучше, чем рисую. Хотя в работе мне очень помогают пособия для художников, все-таки эти направления очень связаны. Мне кажется, школьный преподаватель ИЗО Вера Ивановна Уварова закинула в меня зерно любви к искусству, научила видеть формы и объем, задавать настроение цветом. Цвет действительно очень влияет на образ и настроение, белый всегда будет ассоциироваться с нежностью и невинностью, а красный – со страстью. Но, наверное, мне цвет не так важен, для меня важнее форма, техничность, качество и результат.

И я просто люблю то, что я делаю. В работе я укладываю в порядок свои мысли, как будто ухожу в медитацию. И даже если в конце дня я буду чувствовать усталость, она будет просто физическая, которая легко исправляется сном.

Самое крутое – у меня прекращается бег мыслей, они успокаиваются и идут ровно и неторопливо. Эту мою особенность уже заметила моя семья, и если я не сажусь примерно неделю за работу, они мне сами напоминают, что пора заняться делом.

Елена Сарычева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *