17.05.2024

Председатель на общественных началах

Житель Каджерома Василий Николаевич Александров – удивительный человек с непростой, но красивой судьбой. В его сердце столько доброты, теплоты, заботы и внимания, что их хватает не только на родных и близких, но и на всех жителей сельского поселения. Более 20 лет Василий Николаевич возглавляет первичную ветеранскую организацию Каджерома.

Трудный путь из Вологодчины до Конецбора

Родился наш герой 15 августа 1936 года в деревне Конецбор. О том, как оказались его родители в далекой таежной глубинке, он знает из рассказов мамы и отца. Вот как он вспоминает те рассказы сегодня: «Они – раскулаченные из Вологодчины. Бабушки и дедушки остались на своей земле, а мама и отец были сосланы. Пешком шли они из Вологды до Архангельска, а потом всех так называемых кулаков погрузили на баржи и отправили до реки Печоры, а потом вверх по реке – до деревни Песчанки. Там часть ссыльных высадили на берег, а остальных этапировали до деревни Медвежская».

В подтверждение его слов дочь Татьяна Васильевна показывает страницы мартиролога «Покаяние», где написано: «Александров Николай Дмитриевич 1906 г.р., русский м.р. Данилиха, Вологодская область, выслан в 1931 году на основании СНК и ЦИК как член семьи кулака-лишенца, раскулаченного по 3-й категории. М. с/п п. Каджером, Кожвинский р-н, Коми АССР, п. Песчанка, Кожвинский р-н, Коми АССР. Состав семьи: жена – Александрова Людмила Васильевна, 1910 г.р., дочь – Александрова Ия Николаевна, 1930 г. р., сын – Александров Василий Николаевич, 1936 г.р., дочь – Александрова (Дуркина) Валентина Николаевна, 1938 г.р., сын – Александров Владимир Николаевич, 1941 г.р., дочь – Александрова (Ильчук) Антонина (Валентина) Николаевна, 1943 г.р., дочь – Александрова Мария Николаевна, 1846 г.р., дочь – Александрова Зинаида Николаевна, 1948 г.р.»

Родители рассказывали своим детям о том, каким был тот путь из Вологодчины до Конецбора, где располагался лагерь для ссыльных. Василий Николаевич вспоминает, что, когда родители говорили о том, сколько невольников погибло в дороге, они всегда плакали: «Многие умирали прямо на барже. Никто их не хоронил, просто завернут в белую простыню и опустят в воду».

Когда началась Великая Отечественная, семья жила в Конецборе. Он вспоминает те годы с присущими ему непосредственностью и юмором: «Моими яслями был лагерный барак. Мама и отец работали в лесу, на лесозаготовках, а за мной присматривала бабушка, тоже из ссыльных. Я пока был очень маленький, лежал в зыбке под потолком лагерного барака. Потом стал ходить, и бабушка следила, чтобы я далеко не убегал».

В 1942 г. отца мобилизовали и отправили на фронт. А потом посмотрели на его судимость и оставили в лесной промышленности. В 1943 г. вся семья переехала на станцию Дозмер, куда Николай Дмитриевич был назначен мастером леспромхоза. Василию в ту пору было 7 лет, и он помнит, как 5 часов уполномоченный милиционер вез семью на лошади в бричке от Каджерома до Дозмера.

Клуб – в подарок от Громыко

Потом снова в Каджером, так и прожил жизнь наш герой в этом поселке. Окончил семилетку, поступил в школу ФЗО при Каджеромском леспромхозе, получил водительское удостоверение, стал водителем III класса. В 1955 году был призван в армию. Служил в Архангельской области, водителем автомобиля ГАЗ-51, прикомандированного к штабу, в распоряжении полковника Кубицкого.

Демобилизовался, вернулся в родной поселок. Устроился плотником в Каджеромское лесничество. Тогда бригада строила деревянный мост на дороге в сторону поселка Причал. Когда мост был готов, Василий Николаевич перешел на другой участок предприятия – на Нижний склад, мотористом электропилы. Через некоторое время он был назначен бригадиром участка, где и проработал 45 лет. Вышел на заслуженный отдых.

Но отдыхать не получилось. Руководством леспромхоза ему была предложена общественная работа. Василий Николаевич согласился. Так он стал председателем поселкового Совета ветеранов и уже более 20 лет на этом посту.

Василию Николаевичу оказывали доверие, и он никогда никого не подводил.

Секретарь комсомола Каджеромского леспромхоза, председатель профкома Нижнего склада леспромхоза. Василий Николаевич работал так, что в его трудовой книжке не хватало места, чтобы записать все благодарности, которых он был удостоен за годы своей трудовой деятельности. Были и другие награды, такие, как путевки в санатории и дома отдыха, расположенные как на территории Советского Союза, так и за рубежом: дважды Василий Николаевич ездил в Болгарию, был в Чехословакии. В 1965 году ему был вручен ценный подарок – автомобиль Москвич – 412, который до сих пор стоит в гараже.

На его парадном пиджаке – многочисленные награды, главной среди которых является Орден Трудовой славы III степени. Есть и медаль «Ветеран труда», и целый ряд нагрудных знаков: «Донор», «Победитель социалистического соревнования, 1976 год», «Ударник 9-ой пятилетки»…

О своей работе он рассказывает не очень много, но о том, как на комсомольских субботниках сажали деревья, облагораживали поселок, он может рассказывать долго. Вспоминает почти с юмором, как написал в Москву письмо от имени комсомольцев поселка с просьбой построить новый клуб. Это был 1963 год, когда старый очаг культуры сгорел. С товарищем Василий Николаевич передал свое письмо в столицу. И каково же было его удивление, когда через несколько дней ему ответил товарищ Громыко и пообещал, что клуб в Каджероме будет построен. Вскоре в поселке появились строители СУ-24. А в 1965 году комсомольско-молодежная стройка была завершена, клуб праздновал новоселье.

Война не отпускает

Татьяна Васильевна просит отца рассказать про тот далекий 1943 год. Тогда Васе Александрову было 7 лет, а так как семья была ссыльная, то в поселении они жили под надзором вооруженной охраны НКВД. Летом всех лагерных ребятишек отправляли в лес, где они собирали ягоды для нужд лагеря. И видел Вася Александров, как высадился вражеский десант. Это по ним, маленьким детям, стреляли фашистские парашютисты. Это они, испуганные, убежали в лагерь и подняли тревогу. Об этом факте сто раз уже рассказано в газетах, написано в книгах. Только эту историю Василий Николаевич придумать не мог. Он до мельчайших подробностей помнит все, что было в его детстве, в юные и молодые годы. И сегодня у него дома есть свой небольшой архив. Он помнит всех по списку ветеранов-фронтовиков, чьи фамилии, имена и отчества золотыми буквами выгравированы на памятных плитах Аллеи Славы. Тогда, в 1998 году, на учете первички по списку было 70 ветеранов. Сегодня остался один – Степан Самсонович Шупляков, но он живет у сына в Сыктывкаре.

Василий Николаевич приносит свои записи: «Список ветеранов-фронтовиков», «Список граждан, принимавших участие в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона», «Список участников войны и оказание им адресной помощи» (на данный момент в этом списке 8 фамилий), «Список воинов-интернационалистов воевавших в Афганистане», «Библиографическое пособие «Будут помнить поколения» (о ветеранах Великой Отечественной войны СП Каджером)», фотография Героя Советского Союза Александра Ивановича Щипачкина, страница «Вестника политической информации» с портретом Григория Савельевича Осташева – они стояли на учете поселковой ветеранской организации, акты обследования состояния памятника, ответы на его обращения в различные учреждения и организации.

В этом году появились новые списки – «Дети войны». По сельскому поселению в этом списке 99 фамилий. Сегодня, когда Василий Николаевич отметил свой 86-й день рождения, он не собирается сидеть сложа руки. Пытается способствовать решению разных проблем, среди которых улучшение качества предоставления медицинских услуг и отсутствие на территории СП автозаправочной станции. А ведь в личной собственности жителей Каджерома около 700 единиц техники: авто, тракторы, снегоходы, мотоблоки, лодочные моторы, и за топливом приходится ездить за 80 километров в Кожву или за 200 километров в Сосногорск. Есть еще вопросы, в решении которых он непременно будет принимать участие, отстаивая интересы ветеранов.

Василиса Лись

«Печорское время», 10 сентября 2022 г./№ 35 (175)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *