07.05.2024

Времена меняются, а душа все та же

Когда я пришла в гости к Александре Егоровне Мамонтовой, она подумала, что хочу написать о ней, как о вдове фронтовика-ветерана Великой Отечественной войны. Поэтому сразу вынесла мне красную бархатную подушечку, на которой аккуратно были приколоты все ордена и медали ее мужа, Виктора Дмитриевича Мамонтова. А я пришла написать о ней.

Как Филиппова стала Мамонтовой

Родилась Александра Егоровна 2 мая 1931 года в деревне Мошьюга. Об этой деревне в книге И.Л. Жеребцова есть такие интересные данные: «Очень старинная Ижемская деревня, возникла в период между 1745–1763 годами. Самая распространенная фамилия деревенских жителей в XVIII веке – Филиппов». Поэтому меня нисколько не удивила нотариально заверенная копия документа, выданного Печорским Бюро ЗАГС в 1959 году. В копии этого документа написано: «Свидетельство о браке. Гражданин Мамонтов Виктор Дмитриевич одна тысяча девятьсот двадцать шестого года рождения г. Гомель Гомельской области и гражданка Филиппова Александра Егоровна, место рождения село Мошьюга Ижемского района Коми АССР, одна тысяча девятьсот тридцать первого года рождения, вступили в брак 7/VII 1959 года. Седьмого июля одна тысяча девятьсот пятьдесят девятого года, о чем в книге записи актов гражданского состояния о браке 1959 года июля месяца 7 числа произведена соответствующая запись за № 137.
После регистрации брака присвоены фамилии мужу Мамонтов, жене Мамонтова, что подписью и печатью свидетельствуется.
22 апреля 1981 года я, Голубова Мария Михайловна, секретарь исполкома Чикшинского сельского Совета депутатов трудящихся, свидетельствую верность этой копии с подлинником ее».

Работали тяжело, но жили весело

Моя героиня очень интересно рассказывает о своем детстве:
«У родителей нас было семеро детей: Марфида, Клавдия, Анна, Евлалия, Антонида, Мария, Иван, Альбина, Александра. Антонида и Мария умерли маленькими, а остальные все выросли».
Александра Егоровна не оканчивала университетов, главным и строгим ее учителем была сама жизнь. Семь лет училась она в деревенской Мошьюгской школе. Когда Саше было 11 лет, не стало отца: «Умер он 16 января 1942 г., в стране война. На руках у мамы осталось 9 детей, вот так и кончилось мое детство. Мама работала в колхозе, на лесоповале. Помню, в колхозе всех супом кормили на мясном отваре». В 47-м послевоенном году Саша окончила семилетку, два лета сама работала в колхозе на сенокосах, научилась управлять лошадью. А зимой была другая работа: сено приходилось вручную грузить на сани, перевозить на ферму и кормить коров. Тогда работали все дети коллективного хозяйства, кто поменьше – на огородах, кто постарше – на фермах, сенокосах или на лесозаготовках.
Александра Егоровна сказала фразу, которую я записала дословно: «Тяжело работали, но жили очень весело. Поедем, бывало, стоговать, сядем обедать да все хи-хи, ха-ха! Шутки, смех, прибаутки, все вместе, все дружно».

Потом Александра пошла учиться в 8-й класс в соседнее село Мохчу. По окончании мама сказала ей: «Иди, деньги себе заработай», – таким было ее родительское благословение. Видя всю рутинность и беспросветность колхозного житья-бытья, родители старались отправить своих детей в города. Не потому, что они в доме были лишними едоками, а потому что хотели для них лучшей доли, чем выпала им. По тем временам девушка получила необходимое образование и могла работать самостоятельно, тем более, что Александре уже исполнилось 20 лет. В 1951 г. она уехала в Печору. Александре Егоровне приглянулась макаронная фабрика, где она отработала два с половиной года. В 1954 г. ее приняли в в/ч ЛПК-795 Министерства обороны. Я аккуратно переписываю буквы из ее документов и даже не спрашиваю, что это было за учреждение, потому что буква «Л» говорит о том, что это был лагерь.

Небольшого роста, шустрый

В эти годы она и познакомилась с Виктором Мамонтовым. Молодой и красивый, фронтовик, как героиня сама говорит – «небольшого роста, но очень шустрый», стал единственным в ее жизни мужчиной. Расписались они не сразу, а после того, как Александра родила мужу старшую дочь. «Расписывались уже когда Тане было две недели, мы ее в Печорский загс носили на руках,» – вспоминает моя героиня. – Поначалу жили в 18-квартирном бараке, потом в щитовом доме. Дрова заготавливали, печки топили. По субботам ходили в общественную баню. А детей я мыла дома в тазу. Воду носили ведрами, водопровода ведь не было».

Александра Егоровна рассказывает, что потом воинскую часть перевели в Чикшино, переехала туда и семья.
Муж у нее добрый был, работящий, все в доме делал сам. Но в 1993 году он умер. С тех пор живет она одна. Изредка перебирает аккуратно сложенные и перевязанные ленточкой его благодарности, удостоверения к медалям, поздравительные открытки фронтовику Виктору Дмитриевичу Мамонтову, скучает…
Среди прочих документов есть справка, выданная военным комиссаром майором Парышковым младшему лейтенанту в отставке Мамонтову в том, что он имеет право ношения медалей «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 г.г.»
Среди старых черно-белых фотографий есть снимок и самого молодого солдата. С обратной стороны карандашом сделана надпись: «Германия г. Наунберг 1945 Август, 19 лет исполнилось».

Вспоминая молодость

В семье Мамонтовых родилось трое ребятишек – две дочери и сын. Татьяна и Елена и сегодня живут в Чикшино, более того, Елена живет в том же подъезде, что и мама, и квартира Александры Егоровны на втором этаже, в аккурат над квартирой дочери. Сын Александр уехал из родных мест в Башкортостан, где работает и живет со своей семьей.
Александра Егоровна с грустью смотрит в окно и говорит как бы сама с собой: «Хороший поселок у нас был и большой. Я помню, как он строился. Но и по сей день, хоть у меня и благоустроенная квартира, в ванной я не моюсь. Не привыкла, хожу к детям в баню». Вроде все хорошо, а в глазах у нее какая-то печаль. Наверное, скучает по своей молодости, по мужу, который ушел из жизни очень рано, а она так и не стала больше устраивать свою личную жизнь. Не смогла, а может, не захотела. Ведь у нее и так очень хорошая личная жизнь, в которой было все: первая и единственная на всю жизнь любовь, муж, который был ее опорой, поддержкой, хозяином в доме, неповторимое счастье материнства. Теперь вот радуется моя героиня внукам и правнукам.
А еще она с грустью вспоминает те прошедшие времена, когда «работали тяжело, но жили очень весело». Тогда ведь тоже непростые времена были, но в человеческих сердцах оставалось место и для доброты, и для сострадания. Времена настали другие, а ценности остались прежними. Это и говорит о широте человеческой души.

Жанна Моргун

© «Печорское время», 5 ноября 2022 г./№ 43 (183)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *