17.05.2024

Печора – матушка, Щугор – отец

Тот, кто живет в Коми, не может не ценить наш родной край и восхищаться им. Многие жители региона так любят свою малую родину, что и отпуск предпочитают проводить здесь же, не выезжая к теплым морям и белым пескам.
Сегодня у нас в гостях Александр Валерьевич Пономарев. Коренной печорец, рабочий человек, фотограф-любитель и заядлый турист. Он действительно привязан к республике и испытывает удовольствие и восторг, путешествуя по ней
Его увлечение разделяет супруга Юлия Борисовна Пономарева. В очередной раз на исходе лета чета отправилась в поход, теперь по маршруту Печора – Щугор.

«Маршрутов на Урале не счесть, – рассказывает наш герой. – Но так как у нас было очень много вещей, одна байдарка весила 28 кг, нам нужен был хороший трансфер. Поэтому и подобрали такой маршрут, чтобы удобно было подъехать до места сплава, а потом вернуться на теплоходе домой. Маршрут Щугор – один из таких.

Мы вообще любители отдыха на Севере, в Республике Коми. Мы живем в красивых местах, и грех этим не воспользоваться. Печорский район исследовали по максимуму: Каменка, Джинтуй, Приполярный Урал. А сколько еще неувиденного!»
Привлекают Пономаревых и тайга, и реки, и горы. Тем более что они умеют выжить в таких условиях.
Традиционно, как и все туристы, берут с собой все необходимое: лодку, палатку, еду. Пища на большой период автономки – самый тяжелый груз, много не возьмешь. Поэтому выручали сублиматы. Это готовая еда, из которой выпарена влага, и она становится легкой. При употреблении разбавляется водой – и можно есть! За 21 день похода из сублиматов у печорских туристов получались и первое, и второе. Борщ, московский суп, домашний суп с курицей, жаркое из говядины и свинины, гречка с печенью! Много пили чая вприкуску с сухариками из высушенного или обожженного хлеба. Воду брали из Щугора – это огромные залежи чистой воды. Кипятили и пили.

В это лето, как ни странно, было немного насекомых, терпимо. Больше доставали слепни. По пути встречали оленей, лосей, ласка в гости заходила. Медведя не встретили.
Добровольно отказались Пономаревы от связи. Мобильные телефоны брали исключительно для фото- и видеосъемки, а для них множество аккумуляторов и солнечные батареи. Благо, погода не подвела, солнышко всегда светило!
Но лучше все услышать от автора. Вот что Александр написал в своих путевых заметках:
– Время – пять утра, и на улице отличная солнечная погода. Приготовленные и загруженные всем необходимым на три недели сплавного тура, мы отправляемся на пристань, откуда нас заберет теплоход «Шапкин» и доставит до места старта – города Вуктыла. Мы этого дня с нетерпением ждали два года!

В прошлом году нам спутала планы всем известная пандемия коронавируса. Из-за нее пришлось такой длительный сплав отложить на будущий год. И вот мы на пристани и с волнением ждем теплоход. А волнения не напрасны, так как после последнего рейса «Шапкин» забарахлил и был на ремонте.
Тревога исчезла, когда мы на горизонте увидели белеющий под яркими лучами солнца теплоход. Радостные, что ничего не поменяется, мы загрузились во вполне комфортабельный салон и ровно в шесть утра тронулись в путь, который предполагал 11-часовой переезд.
Напрягаясь, водомет резал воду, подымая пушистую волну, шел уверенно против течения реки Печоры. Но радость и умиротворение было недолгое. Теплоход минут через пять стал причаливать к берегу. Матрос с капитаном забегали, в руках забрякали гаечные ключи… И все же мы везучие! Снова набираем ход, и все та же волна с пеной уходит от катера к берегу.
В тишине и ровном гуле водомета мы пролетали по реке местные деревушки такого родного Печорского района, а потом и других. Так мы без всяких приключений добрались до Вуктыла, где нас встретили наши знакомые и наш перевозчик до места старта. Так как старт был запланирован с утра, мы отправились к знакомым, предварительно загрузив свое объемное снаряжение для сплава в УАЗ, который должен был нас доставить на следующий день за 150 км на начало сплава. Так прошел первый день путешествия.

Отлично переночевав, поблагодарив за приют, с утра направились в управление национального парка «Югыд ва». Городок Вуктыл небольшой и компактный: все в шаговой доступности. Быстро нашли управление, где нас уже ждали. Без всяких ожиданий оформили все нужные документы на вход в парк. И тут нас приятно обрадовали, что нашлись по нашему направлению заброски попутчики, что сулило уменьшения себестоимости трансфера – спасибо, «Югыд ва»! Познакомившись с новыми попутчиками, уместившись все в «буханку», мы тронулись в путь! Но оказалось не все так просто! Дорога заброски принадлежала газовикам, а, следовательно, нужно было пройти инструктаж по технике безопасности при въезде на охраняемую дорогу. Задержав нас примерно на полчаса, поставив везде подписи, пройдя пару ворот, мы, наконец, двинулись до своего места назначения.
Если сравнивать дорогу заброски из Инты, то эта дорога вдоль газопровода с восточной стороны Урала – просто сказка. А значит, мы очень быстро (примерно за три часа) добрались до места. А наши попутчики сошли еще раньше, так как сплав у них предполагал по реке Подчерем. Все, мы на верхнем КПП Щугора, мы на месте! Отсюда у нас начинается реальный автономный поход!

А наш автономный сплав начался с реки Щугор. Располагаясь на территории национального парка «Югыд ва», она начинается на Северном Урале и протекает меж гор и хребтов, пересекая границу Северного и Приполярного Урала, впадает в реку Печору. Наш сплав по реке Щугор до устья Печоры предполагает где-то 300 километров пути, и начинается он от верхнего кордона КПП Щугор. Выгрузив нас и оставив наедине с природой, где нет никакой связи с материком, перевозчик умчался.
А нам нужно было за сутки акклиматизироваться от резкой смены обстановки – перехода от города до полной автономки походной жизни. С этого момента хочется описать все в подробностях, как все начиналось и как пролегал весь наш путь приключений. Но тогда это уже больше походило бы не на краткий отчет, а на целый рассказ, поэтому я скрепя сердце все сожму и урежу.

Летом Щугор сильно обмелел. Даже на нашей байдарке, у которой небольшая усадка, мы часто садились на мель, из-за чего приходилось ее протаскивать. Это добавило к походу небольшой экстрим. А вот погода нас радовала на всем пути. На кратковременные дождики мы не обращали внимания. Тем более что часто попадали в дождь, находясь на благоустроенных стоянках, на которых есть хорошие избы, с печками, дровами.
Наколешь дров, растопишь буржуйку, в доме тепло и уютно, а за окном дождь или ночной холод. Еще бы все туристы уважительно относились к предоставленной благоустроенности – не оставляли бы всякую непонятную еду, убирали за собой в избе, чистили всегда буржуйки, не кидали бы в них банки, складывали поленья с колунами на свое место и т.д., и т.п.
Так день за днем пролетали незаметно. Мы радовались и по-своему наслаждались дикостью пребывания – одни на лоне природы. А это – удивительный своей водой Щугор с выпрыгиванием хариуса из нее, звери, выходившие на водопой, бесконечные пернатые от мала до велика, смешанные буреломные леса с огромными елями и кедрами. Все это напоминало нам, что есть другой мир, нетронутый, отличающийся от нашей суетной цивилизации.
Мы побывали во многих местах, которыми славится маршрут по Щугору. А именно: на обелиске Европа-Азия с горой Ярута (855,5 м), трехкилометровом шиверном* пороге третьей категории сложности в трех ступенях, где на второй ступени мы кильнулись (перевернулись), Сухом ручье с его каньоном и каскадами водопадов, огромном останце Овен-ды, посетили шикарный водопад Велдор-Кырта-ель и, конечно, прошли все три ворота Щугора с их гротами.

По руслу реки часто встречались огромные отвесные скальные яры. Были сделаны две попытки подняться на самую высокую гору Северного Урала – гору Тельпос-Из (1617 м), но она осталась непокоренная для нас. Особо графика режимности мы не придерживались и спускались по руслу, как днем, так и ночью. От этого мы прочувствовали резкую смену температур: от дневной за тридцать, до ночной в плюс три.
В такие светлые прохладные ночи Щугор становился еще сказочнее. Трава покрывалась изморозью, а от нагретой за день воды Щугора окрестности заволакивало подымающимся туманом. На всем протяжении маршрута расположены как палаточные, так и благоустроенные стоянки. На некоторых стоянках с домиком имеются баньки, в которых мы парились и ощущали легкость в теле.
Так незаметно пролетели две недели сплава, и мы приближались к устью Щугора. Отметившись у инспекторов парка на нижнем КПП Щугора, мы вышли на нашу реку Печору, чтобы у деревни Усть-Щугор дождаться «Шапкину» и добраться до дома. Но этим планам не суждено было сбыться. Какой-то рок обиды напустила на нас река: наверное, за то, что мы покидаем ее. С самого первого дня, как мы вышли из Щугора, резко поменялась погода. Теплый умеренный климатический пояс сменился каким-то арктическим, с дождем и холодным ветром. А со слов жителей деревни Усть-Щугор катер «Шапкина» прекратил курсировать из-за низкого уровня воды в Печоре. Нам ничего не оставалось делать, как продолжить наш сплавной поход уже по реке Печоре до дома, а это еще 150 километров. Войдя в наше положение, сельчане поделились с нами недостающей у нас провизией, за что им огромное спасибо, и мы тронулись в путь!

Так у нас вышла вторая незапланированная часть сплава по реке Печоре, которая резко отличалась от первой части по Щугору. Не было уже такого экстрима как на предыдущей реке, так как Печора протекает в равнинных областях нашей республики. А дождь и ветер в лицо с Арктики добавлял напряженности нашему судоходству.
Так мы шли километр за километром, проходя деревушки с поселками – Усть-Соплеск, Усть-Воя, Даниловка, Приуральское, Аранец, Конецбор. Поселок Приуральское нас порадовал хорошим магазином и приятной встречей с местным фотографом Евдокией Пыстиной. А в деревне Аранец нас встретила и приютила на ночь семья Аксеновских – Андрей и Елена. Войдя в наше положение, Андрей предложил перевезти нас из Аранца в Конецбор, откуда уже шла дорога до города и ходил рейсовый автобус. Мы этому обрадовались и сразу согласились. Поблагодарив Андрея с Еленой за содействие и радушный прием, мы отправились на автобусе в Печору и уже через полтора часа были дома!
Так закончился наш трехнедельный сплавной автономный поход по реке Щугор в НП «Югыд ва» Северного и Приполярного Урала. Наш поход удался, и мы остались под большим впечатлением от пройденного пути и всего увиденного. Было отснято 2000 снимков и немало видео. А Щугору хочется сказать, чтоб не обижался, что мы еще обязательно вернемся!
После этого похода Александр Валерьевич отправился на Полярный Урал. А значит, разговор не закончен…

* Шивера – относительно мелководный (глубина до 1,5 – 2 м) участок реки с беспорядочно расположенными в русле подводными и выступающими из воды камнями и быстрым течением.