17.05.2024

Первоклассная семья

Люба, любовь

Начну свой рассказ с 1961 года, когда в Печоре, в семье Любови Ефимовны и Василия Иржиевича Машика родилась маленькая дочка. Папа, сам по национальности поляк, настолько любил свою белорусочку жену-красавицу, что доченьку тоже назвал Любовью.
…Семья жила в Кожве. Маленькая Люба ходила в детские ясли «Малышок», потом стала воспитанницей детского сада «Снежинка». Папа практически всю трудовую жизнь работал в милиции, а мама была поваром. Она устроилась на работу в столовую Лесоперевалочной базы. Шли годы, мама уже работала в школьной столовой, сначала поваром, потом ее назначили заведующей столовой. А когда ей предложили новое место работы, она согласилась. Любовь Ефимовна стала заведующей поселковым кафе «Лесная быль».
К тому времени Люба подросла и пошла в школу. «Тогда школа называлась Левобережной средней школой, и учащихся в ней было более полутора тысячи», – вспоминает сегодня Любовь Васильевна.

Школьный вальс

В первом классе во втором полугодии в ее класс прибыл новый ученик. Звали его Сережа Муратов, семья которого приехала из Белореченска, Краснодарского края. Люба со своей подругой Ириной всегда сидели на «камчатке», так называют в классе последнюю парту, а Сережа сел за предпоследнюю, прямо перед Любой. Сел себе, да и сел. Так и просидели друг за дружкой, на соседних партах все 10 школьных лет.
Правда, Любовь Васильевна вспоминает, что на контрольных работах по химии и физике Сережа всегда оборачивался и заглядывал в ее тетрадку, проще говоря, списывал.
В школе они были просто одноклассниками, и у каждого были свои увлечения. Сережа Муратов был настоящим спортсменом: летом гонял мяч на футбольном поле, зимой играл в хоккей и в свободное время ходил на лыжах. Люба тоже увлекалась лыжным спортом, но очень нравилось кататься на коньках. А летом с подругами гоняла на велосипедах, даже пробовала освоить мотоцикл.
Их школьное детство пришлось на 60-70-е годы прошлого века. Тогда у всех ребят было еще одно увлечение – фотодело. Это хлопотное и финансово-затратное занятие поглощало их целиком. К имеющемуся фотоаппарату приходилось покупать фотопленку, проявители, закрепители, бумагу, бачки, лотки, резаки и т.д. И обязательно нужно было оборудовать фотолабораторию с увеличителем и большим красным фонарем.

Фотографии печатали дома, в основном вечерами, при плотно закрытых шторах. И это было настоящее волшебство, когда на самом обыкновенном белом листе фотобумаги постепенно проявлялись знакомые лица, потом – целостный снимок. Напечатанные ночью фотографии ребята приносили в школу. Их рассматривали на переменах, дарили, с обратной стороны обязательно подписывали «На память», а дальше традиционно кому и от кого. А еще такого фотографа уважали все одноклассники. У Любы и у Сережи тоже были свои фотоаппараты.

Откружил школьным вальсом последний звонок и грандиозный выпускной бал. В том году аттестаты о среднем образовании получали ребята пяти выпускных 10-х классов.
Любовь Васильевна вспоминает, что десятиклассники, несмотря на то, что их было много, в каждом классе около 30 учеников, были очень дружными. Из того памятного выпуска через несколько лет загс зарегистрировал пять супружеских пар, три из которых до сих пор живут в Кожве в любви и согласии.

После выпуска ребята разъехались кто куда, каждый выбрал свой жизненный путь, свою дорогу. Сережа был призван в Советскую Армию. Его служба проходила в ракетно-космических войсках, в далеком Казахстане, на космодроме Байконур. А Люба поступила учиться в медицинское училище и отправилась в город Смоленск. В это время у Сережи не стало отца, а он не смог приехать на похороны. Искренне соболезнуя однокласснику в этом горе, Люба написала Сергею в армию письмо, чтобы он знал, что все ребята из класса скорбят вместе с ним и поддерживают его. Сережа ответил, так завязалась их переписка.

Муратовский апельсин

Жизнь текла своим чередом. Только теперь в жизни Любы совсем неожиданно значимое место занял одноклассник Сережа Муратов, который 10 школьных лет сидел за партой у нее прямо перед глазами. В школе она никогда ничем не выделяла его среди других ребят не только своего, но и параллельных классов, разве что иной раз замахивалась в его сторону учебником, видя, как он, обернувшись к «камчатке», внимательно вчитывается в записи в ее тетрадке и аккуратно переписывает их в свою. Да и сам Сергей тоже не оказывал особых знаков внимания: за косички не дергал, портфель не носил, цветы не дарил, на свидания не приглашал.
Прошло несколько лет. После сдачи зимней сессии на выпускном курсе, Люба приехала домой на зимние каникулы. Всех тонкостей она, естественно, рассказывать не хочет, оно и правильно, это ее воспоминания. Но встречаться и гулять в родном поселке они начали в это время.

Вечером, накануне ее отъезда в Смоленск, Сергей подарил ей апельсин. Зима, снег, Новый год, мандарины, апельсины – это же вполне закономерная картинка из нашего советского детства. И как здорово, что все эти атрибуты остались до наших дней. Только у этого апельсина судьба особенная. Подаренный апельсин Люба положила на полку, и на полгода уехала учиться: сдавать государственные экзамены и защищать диплом. Домой вернулась только летом. Апельсин сиротливо стоял на полке, только усох немного. Ну не кушать же его, в самом деле. Этот подарок Любовь Васильевна хранит до сих пор. Теперь это их семейный талисман. За 38 лет апельсин уже высох так, что значительно уменьшился в размере, и семечки внутри него стучат, как в пустом шарике.

После окончания медицинского училища Любовь Васильевна вернулась в родной поселок. Памятуя ее достижения в лыжных дисциплинах в юные годы, ей предложили работу на Печорской лесоперевалочной базе. Так она стала инструктором по спорту Кожвинской лесобазы.
Сергей Муратов к тому времени демобилизовался и поступил учиться в Елабугу, в школу милиции. После окончания учебного заведения был направлен на работу в Кожвинский поселковый отдел милиции и назначен инспектором по делам несовершеннолетних. Вскоре был переведен в уголовный розыск, где работал до 2009 года. В звании подполковник милиции вышел на заслуженный отдых.

Комсомольская свадьба

Свою свадьбу Любовь Васильевна сегодня вспоминает с юмором и искренней улыбкой. Это была комсомольско-молодежная и безалкогольная свадьба. Как раз в 1985 году действовал «сухой закон». Но русский человек на то он и русский, чтобы, во-первых, найти выход из самой, казалось бы, безнадежной ситуации, а во-вторых, уж если гулять свадьбу, то так, чтобы молодожены и гости ее запомнили.
Свадьба была многолюдной и торжественной. Праздновали ее два дня в кафе «Лесная быль», заведующей которого была мама невесты, а мама жениха работала там же шеф-поваром. Приглашенных — около ста пятидесяти человек, а так как 6 ноября был предпраздничный день, то пришли все.

Гостям места хватило, закуски тоже. Играл вокальный ансамбль «Квинта» поселкового Дома культуры , как сказали бы сегодня, «живой звук», выступал вокальный коллектив «Снежана», поздравления, подарки, пожелания.
На следующий день, 7 ноября, молодая семья, Сергей Львович и Любовь Васильевна, с большим букетом живых цветов пошли на могилку Льва Николаевича.
В предобеденное время все жители поселка отправились на митинг, посвященный очередной годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, по окончании которого вчерашние гости в полном составе собрались в кафе.
Одним словом, свадьба удалась. И это здорово сейчас вспоминать, потому что жизнь и складывается из разных моментов, и из таких тоже!

Бабушка и дедушка

Начались будничные дни. Люба устроилась на работу в детский сад «Солнышко», куда ее приняли на освободившееся место воспитателем. Потом поступила учиться в Сыктывкарское педагогическое училище, которое успешно окончила и получила диплом воспитателя детского сада. Ей нравилась работа с детьми, в семье был лад и согласие. В 1991 году председатель поселкового Совета Николай Феодосьевич Шарыпов предложил поработать директором Дома детского творчества. Любовь Васильевна согласилась. Дело для нее было не совсем новое, так как это тоже педагогическое учреждение, а с педагогикой она всегда дружила. Здесь моя героиня работала вплоть до его закрытия. Я помню те годы. Тогда я писала небольшой материал о Кожвинском ДДТ. И не забуду, с какой гордостью рассказывала она о кружках и студиях, которые всегда занимали внеурочное время ребятишек интересными и полезными делами. Последние шесть лет она трудится заведующей поселковым ДК. Только я не о ее работе.

37 лет Муратовы живут дружной семьей. У них и, правда, семья. Меня тронуло то, что Любовь Васильевна, по-моему, не знает слов «свекор и свекровь». Она говорит: «Девять с половиной лет мы жили с мамой и Таней». И я понимаю, что она никогда не делила и не делит, мол, Люба – моя мама, а Таня – мама мужа, потому что у нее две мамы, и это здорово. За это время в семье вырос сын, Сергей Сергеевич Муратов. Он отслужил в рядах Российских Вооруженных сил, окончил юридический факультет института, и сейчас, как и папа, работает в правоохранительных органах. Женат, вместе с женой они воспитывают двоих дочерей и сынишку. Бабушка и дедушка Муратовы безумно любят своих внуков. Чтобы не скучать по маленьким солнышкам во время отпуска, они нашли единственное правильное решение: внуков берут с собой.

Забота, теплота и ласка

В чем секрет их семейного благополучия и счастья? Я понимаю, что в их семье главные ценности – взаимопонимание, уважение, забота всех о каждом, терпение и, по-моему, дисциплина и ответственность у каждого перед каждым. Наверное, все вместе взятое и есть то, что мы называем привычным словом «любовь». Семью Муратовых в Кожве знают, пожалуй, все. И не только знают, но и уважают. Любовь Васильевна неоднократно избиралась депутатом поселкового Совета. В прошлом году ее избрали депутатом районного Совета. Избиратели обращаются к ней за помощью не только в приемные дни. В любую минуту она готова встретиться с каждым жителем поселка, у которого возникли проблемы, которые он сам решить не в состоянии. Она всех выслушает, возьмет себе на заметку и обязательно постарается помочь. Сергей Львович последние два года тоже работает вместе с женой и под ее руководством. Он устроился охранником в ДК. Человек ответственный, пунктуальный, добросовестный, дисциплинированный, исполнительный – таким он был, когда работал в органах внутренних дел, так он относится и к своей теперешней работе.

Я спросила у Любови Васильевны, сколько лет они вместе. Она улыбнулась, и ответила: «Нашей семье 37 лет. Но еще десять лет мы учились в одном классе, и я с первого по выпускной класс сидела прямо у Сережи за плечами. Так что я даже не знаю, как тут правильно считать». Наверное, правильным будет не считать прожитые годы. Ведь неважно, сколько лет Муратовы вместе, гораздо важнее то, как они прожили это время. А было все: трудности, тревоги, печали, бессонные ночи, командировки, но Любовь Васильевна и Сергей Львович делили все пополам, а, значит, на долю каждого негатива выпадало ровно в два раза меньше. А счастье, радость, удачу, везение они тоже делили на двоих. Вот порадуются вместе, и этой самой радости станет в два раза больше, так же и счастья, удачи, везения. А вот любовь, забота, теплота, ласка, внимание, доброта, сердечность, человечность и взаимопомощь – то это в сердце каждого. Этим они не делятся. Все это они стараются передать по наследству своим детям и внукам – по капельке, по крупинке, каждым своим словом, каждым взглядом, поступком или телефонным звонком.

Елена Васильева

© «Печорское время» 9 июля 2022 №26 (166)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *