17.05.2024

На одуванчик смотрю, иван-чай примечаю

Ольгу Михайловну Морозову я знаю давненько. Она одно время работала корреспондентом в газете «Печорское время». Человек интересный, разносторонний, увлеченный. А теперь еще узнала, что она собирает целебные травы. Это редкое и полезное увлечение, конечно. Но обо всем по порядку!

– Вы уроженка Печоры, жили и работали здесь. Расскажите немного о себе.

– Родилась я в Сыктывкаре. Моя мама родом из Ижемского района, а папа с Новгородчины. Когда мне было три года, родители переехали в Печору. Здесь я и провела лучшие годы своей жизни. Училась в школе №3. Там же начала трудовую деятельность в должности пионервожатой и педагога. Отучилась на преподавателя истории. Работала в Центральной библиотеке, воспитателем в детской доме № 17.

Два года назад мы переехали в город Валдай Новгородской области. Эти места хорошо знакомы мне с детства. Климат здесь очень схож с северным. Поэтому трудностей с акклиматизацией не возникло. Сегодня я на пенсии и имею возможность заниматься тем, о чем давно мечтала и к чему лежит душа.

– Вы были и журналистом, это говорит о вашей разносторонней натуре?

– Не буду лукавить, но мне до сих пор хочется многое попробовать. Например, с музыкой я связана с детства. Окончила музыкальную школу по классу фортепиано. Учила меня замечательный педагог Любовь Ивановна Горохова. Она навсегда осталась в моей памяти как интеллигентная, образованная и вместе с тем очень скромная. Ни разу я не помню ее в плохом настроении. Всегда была очень сдержанная. Эталон преподавателя для меня на всю жизнь! Много лет я играла в оркестре Е.Н. Бродацкого. Когда его не стало, у В.М. Тимофеева. Сначала на ударных, потом на ксилофоне. Это тоже ударный музыкальный инструмент с замечательным звучанием.
Работая в Зале искусств Центральной библиотеки, приходилось пролистывать альбомы по живописи, общаться с художниками. «Насмотренность» обернулась потребностью самой попробовать себя в живописи. Когда родилась вторая дочь, появилась и такая возможность. Писала гуашью, пастелью и маслом. Но больше понравилась пастель. Она очень благородна и чиста.

Мой муж и дети всегда поддерживали меня. Радовались моим победам и проявляли заинтересованность. Так, однажды, побывав в храме, муж сказал: «Иди, пой на клиросе!» Мне и самой хотелось этого. Но после его слов решила все-таки попробовать. Надо сказать, занятие не из легких, все получалось, конечно, не сразу. И вот уже около десяти лет я пою в церковном хоре. Это связано, конечно, прежде всего с моим вероисповеданием и с внутренним принятием мной определенных ценностей.
Потом увлеклась ткачеством и собиранием целебных трав. Мы с мужем купили деревенский домик с огородом и русской печью. В печи очень люблю готовить. Серые щи, каши, топленое молоко и мясо. Мало кто из приезжающих ко мне гостей видел такую печь. Поэтому удивить есть чем! Обязательно готовлю перепечи — это традиционная коми выпечка из ржано-пшеничной муки. Есть у нас еще старинная баня, которая топится по-черному. Когда дым поступает в саму баню, все поверхности парилки становятся закопчённые и черные. Зато воздух под воздействием высоких температур становится стерильным, как в операционной. В такой баньке полезно не только попариться, но и поделать аппликации из лекарственных трав, которые на Севере и на Валдае произрастают.
– Я поняла, что вы очень увлечены коми культурой, и знаю, что помогали «Райде» из Печоры готовиться к конкурсу. Как это проходило?

– Повторюсь, моя мама родом из Ижемского района, из деревни Чаркабож. В семье кроме мамы было еще 10 детей. Бабушка с дедушкой были пастухами-оленеводами. С детством мамы связана одна история. Когда ей было четыре года, ее родители взяли с собой в тундру. Когда пошла морошка, маленькая мама взяла кружку и пошла на болото. Одна, в летнем белом платьишке. Конечно, она заблудилась. Ее искали больше суток всем стойбищем. Но потом дедушка сам нашел ее. Она всю ночь просидела на пенечке на болоте, промокшая и испуганная. С вечера прошел дождь, а ночью стало холодно и вся земля промерзла. Прошло более семидесяти лет, но мама помнит эти события очень ярко. Как будто это было вчера! Чтобы ребенок не заболел, маму натерли медвежьим жиром и укутали в оленьи шкуры. Коми-ижемцы (изьватас) – закаленные, сильные, терпеливые и гостеприимные люди. В Печоре я с большим желанием участвовала в жизни объединения «Изьватас», которое собирает под свое крыло выходцев из Ижемского района. Не раз мы ездили делегацией в Ижму на праздник «Луд» – одно из масштабных мероприятий в Республике Коми. Бывали с детьми в древнем селе Сизябск, представляли культуру ижемцев на городском и республиканском уровне.

Когда Печоре предложили поучаствовать в конкурсе коми красавиц «Райда» в 2019 году, ответственность за подготовку участников взяла на себя Г. П. Юркевич. Мы с ней очень тесно дружим уже много лет. Когда она начала подготовку, мы с дочерью Анастасией составили группу поддержки и поехали в Сыктывкар на конкурс. Алиса Филиппова, студентка ППЭТ, родом из ижемского села Чаркабож, прекрасно справилась со всеми заданиями. А мы, принаряженные в коми костюмы, даже поучаствовали в сценке про медведя и красавицу. И хотя призовое место досталось не печорской красавице, впечатлений и положительных эмоций хватило надолго!

– Вы собираете целебные растения. Это замечательно! Как пришла идея? Может, ваши родители этим увлекались, а вам передалось?

– Каждый год мы бывали в деревне на Валдае. Здесь прожила 93 года наша бабушка Марфа, папина мама. Она родилась аж в 1901 году, почти всю жизнь жила одна. Муж ее погиб в первые месяцы на Великой Отечественной войны. Понятно, что жизнь в деревне в те годы была очень нелегка. Бабушка до последнего держала огород, ткала, выращивала и сама сдавала лук. Еще она лечила людей травами. Ее до сих пор по-доброму вспоминают старожилы.

Так вот, в определенные дни, известные только бабушке Марфе, она шла собирать эти травы. Например, богородскую траву чабрец можно было найти за несколько километров от дома лишь в некоторых местах. С раннего детства бабушка и мне рассказывала о лечебных свойствах той или иной травы. Многие росли у нее прямо на огороде, как у меня сейчас. При покосе травы я стараюсь оставить те места, где растут целебные травы. Например, тысячелистник, зверобой. Или манжетка. Она так красиво смотрится сама по себе, что жалко по ней проходится косой.

– С чего начинается процесс заготовки целебных трав? Есть ли предпочтение среди растений, которые вы собираете? Раскройте один из рецептов для наших читателей!

– В далеком прошлом растения были почти единственным источником лекарственных средств. И сегодня многие любители трав обращаются к ним как к лекарям. Я собираю травы для составления сборов. Пью их просто для оздоровления. Еще люблю набить ими подушечку, и на ней спят мои внуки, приезжающие ко мне на лето. Ежегодно вместе с детьми заготавливаем иван-чай. По-другому кипрей или копорский чай. Чтобы получился ферментированный гранулированный иван-чай, нужно просто прокрутить подвяленные листья через мясорубку. Затем оставляем гранулы для ферментации. И в конце высушиваем их в духовке на противне при 100 градусах. Мои внуки тоже уже умеют различать травы и знают об элементарных их свойствах. Знают, что и сорняки лечат. Да, да! Все эти трудноискоренимые сорняки утверждают свою необходимость всему живому на земле. Накопайте себе три корня лопуха, пырея и одуванчика. Заваривайте их и пейте.

Елена Крылова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *