Это самая простая старая алюминиевая ложка, которая была, наверное, в каждой советской семье. Когда она была изготовлена и как появилась в семье наша рассказчица точно сказать не может. Но есть одно предположение, что ложку эту ее дедушке Исидору Филипповичу Казимирчуку подарил, скорее всего, его дед. Ведь раньше, еще в дореволюционное время, новорожденному внуку дарили ложку, а дедушка Жанны был в семье старшим сыном.
Также на это указывает то, что в семью бы не стали покупать всего одну ложку, даже если бы и преобретали, то сразу две, четыре или шесть штук, а в семье такая была всего одна. Еще одним подтверждением служит то, что, благословляя сына на создание новой семьи, новоиспеченному жениху дарили две ложки, две тарелки, две кружки, одну кастрюлю и сковородку.
«Я помню, что дед посуду никогда не мыл, – то была бабушкина работа. Но, несмотря на это, после обеда дед всегда начисто мыл свою ложку и аккуратно ставил ее на место», – рассказывает Жанна.
Для Жанны это самый обыкновенный столовый прибор с истончившимися краями, но с особой отметиной. А вот для ее деда ложка стала настоящей фронтовой «подругой». Уходя на фронт в июле 1941 года, Исидор Филиппович взял с собой походный рюкзак, в который сложил всего несколько вещей: фотографии родных, вышитый бабушкиными руками платок и ту самую ложку, на время войны превратившуюся в его талисман.
«Они с бабушкой тогда загадали: если сломается ложка – дедушка погибнет, если потеряется – попадет в плен, а до тех пор, пока ложка будет с ним, ничего страшного не произойдет», – рассказывает Жанна.
Домой Исидор Казимирчук вернулся в 1945 году, принеся с собой ту самую фронтовую «по-
другу», которая за годы войны мало того, что не потерялась, но даже не погнулась. Пройдя тысячи боевых дорог, в голенище сапога ложка эта вместе с Победой возвратилась домой. Вдали от родных на протяжении всех военных лет она оставалась напоминанием о доме, семье и Родине, о тех, за чье счастье и свободу он шел дорогами страшной войны.
«Нас, внуков, у дедушки было семеро, и все мы прекрасно знали эту фронтовую ложку, – говорит Жанна. – Когда в праздники мы собирались к нему и бабушке в гости, то очень любили есть именно ею. Что интересно, никогда не ругались из-за нее, ели все по очереди».
Дедушку всегда приглашали в школу накануне празднования Дня Победы, где его с радостью принимали в почетные пионеры, повязывали красный галстук, а потом с превеликим удовольствием слушали истории и разглядывали начищенные боевые и юбилейные награды. Самым волнующим всегда был момент, когда Исидор Филиппович доставал свою ложку и давал подержать ее ребятам. Как рассказывает Жанна Владимировна, было видно, как бережно передавали ребята этот фронтовой талисман из рук в руки. А в классе становилось так тихо, что слышно было даже тиканье наручных часов. После урока минут пять в классе все еще стояла звенящая тишина.
«Мой дедушка умер в 1999 году, а ложку бабушка, переезжая жить к самому младшему сыну, отдала мне. И хранится она теперь в моем доме, в укромном уголке, старенькая, с особой отметиной», – говорит Жанна Владимировна.
Для семьи моей героини эта ложка – самая настоящая реликвия. Пусть она не стоит сегодня больших денег, но очень дорога как память о Великой Отечественной войне, о бабушке и дедушке-орденоносце, о его подвиге, о подвиге всего нашего советского народа.
Были в семье и фронтовые дедушкины сапоги, которые шагали вместе с ним по снегам, по пыльным проселочным дорогам, утопали в распутицу. До весны 1974 года висели они за дверью в кладовке, уже потом Жанна передала их в Шепетовский районный краеведческий музей.
«Весной, убирая все уголки дома перед праздником Пасхи, я нашла те старые сапоги. Бабушка сказала, что дед в них с войны пришел, а теперь просит их выбросить, потому как они усохли и стали ему малы. Но на свалку они так и не попали!» – вспоминает Жанна.
В семье хранят память не только о дедушке. Когда в 2015 году было предложено организовать шествие Бессмертного полка в поселке Озерный, где сейчас живет Жанна Моргун, она сразу решила, что портреты ее родных, которые сражались в годы Великой Отечественной войны, обязательно должны пройти по улицам поселка.
Первоначально таких фотографий набралось семь. Погибшие на фронте три брата отца Жанны Владимировны: Бондарчуки Алексей, Василий и Михаил Николаевичи. Фотографию четвертого брата, Ивана Николаевича Бондарчука, Жанна нашла в семейном альбоме родственников лишь в 2019 году, и только тогда вся семья Бондарчуков встретилась в Бессмертном полку.
«Мой отец с осени 1941 года был вывезен фашистами на принудительные работы в Австрию, где до освобождения работал на подземном заводе, на котором такие же, как и он, невольники точили снаряды, – рассказывает Жанна Моргун. – Папа всю свою жизнь не мог простить себе того, что, возможно, от одного из разорвавшихся снарядов погиб кто-нибудь из его братьев. Всегда, приходя к стеле памяти, отец плакал и просил прощения у своих братьев, чьи имена увековечены в камне».
У Жанны многие родственники прошли войну. Двоюродный брат по маминой линии, Дмитрий Степанович Полищук, брал Берлин, после Победы служил в Германии, демобилизовался в 1952 году. Нашла Ж. Моргун и фотографии своего отчима – Николая Валентиновича Зыкова, который воевал на востоке в Японской кампании. Там же воевал и ее двоюродный брат – Константин Андреевич Бондарчук.
«Фотография дедушки, Исидора Филипповича, начиная с 2015 года, вместе со всеми нашими родственниками ежегодно в День Победы торжественным маршем проходит по улице Центральной поселка Озерный», – отмечает Жанна Владимировна.
А в 2016 году Бессмертный полк пополнился еще двумя фотографиями. На фронте воевали свекор сестры Петр Романович Квятковский и муж папиной сестры Гавриил Акимович Ткачук. Каждый год вся семья несет эти 10 портретов, отдавая дань памяти погибшим.
Иван Шамков